Гребенюк Лариса
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Эмоциональное выгорание, которое в той или иной мере касается многих – это своеобразная дань времени, в котором мы живем. Впервые термин «эмоциональное выгорание» появился 40 лет назад в Америке. Сегодня синдром эмоционального выгорания различные специалисты трактуют по – разному: от серьезного заболевания до особой формы психологической защиты, когда выполнение обязанностей становится формальным, происходит отказ от профессионального творчества и карьерного роста. Иными словами «Синдром эмоционального выгорания» - это отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек – человек», проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Синдром эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие.
1. Эмоциональную истощенность.
2. Деперсонализацию (цинизм).
3. Редукцию профессиональных достижений.
Теперь более подробно разберем эти три составляющие. Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда, в нашем случае деперсонализация предполагает безчувственное, негуманное отношение к детям, их родителям, к коллегам. Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Люди нашей профессии, чья деятельность связана с общением с другими людьми, особенно подвержены эмоциональному выгоранию. Во многом это обусловлено значительными требованиями к современному образованию, да и к самому педагогу. У родителей и общества в целом зачастую сформированы завышенные ожидания от образовательной организации. Вся работа педагога, его знания, профессиональные навыки, способ действия и сама личность педагога постоянно находятся под пристальным вниманием родителей и общественности, а комментарии и оценки порой бывают чрезмерно жесткими и бескомпромиссными. Стремление педагога оправдать эти ожидания, достичь видимых показателей профессиональной и личностной успешности приводит к постоянному психологическому напряжению, появляется разрыв между требованиями на работе и собственными ресурсами человека и начинается его истощение. Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Как правило, картина эмоционального выгорания проявляется далеко не сразу, выделяют три фазы: - в первой фазе наблюдается активная работа на износ, трудовой энтузиазм и повышенная активность во всех сферах деятельности. Важно отметить, что дело не в самой трудовой активности, а в эмоциональной удовлетворенности и «подзарядке», которую получает сотрудник от завершенных дел и, самое главное, оценки своего труда окружающими. В зависимости от характера деятельности, величины нервно – психических нагрузок и личностных особенностей человека первая фаза - 2 - может формироваться в течение 3 – 5 лет; - вторая фаза наступает, когда чрезмерные нагрузки обретают форму регулярного стресса, когда между требованиями в работе и собственными ресурсами человеческого организма появляется весомый разрыв, наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями, не хочется видеть тех, с кем раньше общался по роду деятельности, в среду ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, появляются устойчивые соматические симптомы: нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли, увеличение числа различных заболеваний; повышенная раздражительность, человек «заводится» с пол – оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Симптомы проявляются более регулярно, чем в первой стадии и носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным даже после хорошего сна и даже после выходных. Время формирования данной стадии в среднем 5 - 15 лет; - третья стадия – собственное личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдается нарушение памяти и внимания, нарушения сна (трудности засыпания и раннее пробуждение, человек стремится к уединению, возможно развитие тревожности, депрессии, зависимость от психоактивных веществ, например, большое потребление кофя, иногда алкоголя. Стадия может формироваться 10 – 20 лет. Эмоциональное истощение работника также провоцирует его хронический конфликт в коллективе, который значительно истощает ресурсы любого человека. После повышенной активности и рабочего энтузиазма приходит период истощения и утомления. Критические проявления синдрома эмоционального выгорания происходят на физическом, психологическом и поведенческом уровне. Это: - у работника падает самооценка; - снижается интерес к работе; - происходит личностная отстраненность; - на поведенческом уровне: агрессия к окружающим, тревожность, неудовлетворенность; в зависимости от психологических особенностей конкретного человека недовольствие своей профессиональной деятельностью может привести к ярко выраженной агрессии и депрессии. В первом случае в своих неудачах он будет винить всех окружающих: коллег, начальство, а во втором - самого себя и свои личностные качества. Каким же образом мы можем помочь себе избежать эмоционального выгорания? - 3 - ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ. Существуют две основные группы ресурсов противостояния эмоциональному выгоранию : - личностные ресурсы–возможности самого человека для изменения. Навыки самоподдержки, изменение привычного распорядка дня, хобби и занятия, приносящие удовольствие и эмоциональную подзарядку (занятия спортом, бассейн, фитнес клуб, художественно – прикладное искусство, посещение выставок, театров и т. д.); - внешние или социальные ресурсы – это окружение, близкие люди, участие в общественной жизни, успешное выступление на педсоветах, семинарах, участие в конкурсах, организация корпоративных встреч, т. е. надо изменить свой привычный, монотонный образ жизни, стараться смотреть на жизнь позитивно, находить вокруг себя больше интересного, увлекательного вне работы, совершать путешествия и приятные прогулки. Зачастую люди подолгу пребывают в состоянии эмоционального выгорания, при этом педагоги уверены, что если они начнут обсуждать свои проблемы с кем – то посторонним, то это лишь усугубит их положение, а на освоение методов психологической самоподдержки и саморегуляции ни сил, ни времени, ни желания не хватает. Если вы чувствуете, что у вас идет эмоциональное выгорание для начала попробуйте просто сами проанализировать все накопившиеся проблемы, понять причины их возникновения, далее наметить пути разрешения ситуации или все это обговорить с близкими для вас коллегами, которые смогут адекватно оценить ситуацию и помочь вам советом. Синдром эмоционального выгорания – это стрессовое состояние, непосредствено связанное с профессиональной деятельностью человека. Но давайте отметим, что это не единственный стресс, который получает каждый из нас в своей жизни личной, бытовой, социальной. И во всех этих случаях актуален принцип «ПОМОГИ СЕБЕ САМ» - это и осознание собственных проблем, и здоровый образ жизни.