Любовь Белоглазова
Самостоятельная двигательная активность детей среднего возраста в условиях ограниченного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Этому способствуют определенные факторы: перенасыщенное пространство групп в детском саду и квартир, сокращением игровых площадок, большое количество транспорта, преобладанием статичного время препровождения и т. д.
Публикация «Самостоятельная двигательная активность детей среднего возраста в условиях ограниченного пространства» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Проблема двигательной активности детей в условиях группы всегда волновала нас. В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. Полноценное физическое развитие детей, укрепление здоровья и совершенствование функций организма является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно складывается на растущем организме ребенка и приводит к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Цель нашей работы - удовлетворение естественной потребности детей в движении в группе.
Задача педагога, состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении, ведь известно, что свой внутренний мир дети выражают движением.
Также решаются задачи:
1. Научить самостоятельной двигательной активности в условиях группы.
2. Самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей.
3. Изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.
С целью реализации данных задач, для начала было проведено наблюдение за самостоятельной деятельностью детей. Анализ показал, что дети любят: строить из конструктора «Лего» и обыгрывать постройки; играть в сюжетно-ролевые игры (больница, парикмахерская, семья, рисовать рисунки, а больше всего любят раскрашивать раскраски; настольные игры- кубики любят складывать сюжеты из сказок; разнообразные лото. Любят играть в словесные, пальчиковые, хороводные игры. Мало времени уделяется играм с оборудованием спортивного уголка, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.
На основе полученных данных, в результате изучения программы физического развития детей, пополнении физкультурного уголка авторскими игровыми пособиями и атрибутами, при организации игр в условиях ограниченного пространства необходимо применять следующие развивающие игры; коврики, ортопедическую дорожку, змейку-бревно, шнур-косичку, лесенку из толстых шнуров и перекладин из тесьмы, большие надувные мячи.
Игры с ковриками
Оборудование: текстильные коврики с разноцветными геометрическими фигурами.
"Гигантские шаги"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации;
Ход игры: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка. Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед). Простота игр, разнообразные варианты применение различных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулировали детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.
Из практики педагога :
Интересно детям заниматься с ковриками, где нашиты геометрические фигуры: игры «С кочки на кочку» дети прыгают по коврикам. «Гигантские шаги»- дети шагают с коврика на коврик.
"Веселая дорожка"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания4 формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знания формы, упражнение в прыжках и беге.
Ход игры: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Выбирается водящий, который первый прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
" Займи свое место"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закрепление знаний формы и цвета.
Ход игры: коврики располагаются по большому кругу. Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять и так все дети занимают свои места. По сигналу дети разбегаются и по новому сигналу занимают:
1- свои коврики.
2- любой коврик.
После чего каждый называет, на каком коврике он оказался.
Игры с ортопедической дорожкой.
Оборудование: дорожка голубого цвета, длинной 1,5 м. длинной.
" Домик щенят".
Цель: Развивать координацию движений, упражнять в равновесии, ходьбе, прыжках, ползании.
Ход игры: дети ходят по дорожке друг за другом, перепрыгивают через нее, ползают (купаются).
"Огород".
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: дети перебирают пальцами наполнители, имитируя работу на грядке.
" Котята".
Цель: упражнять в ползании на четвереньках.
Ход игры: хождение на четвереньках по ортопедической дорожке.
Игры с цветными шнурами.
Оборудование: цветной шнур-косичка длиной 60-70 см.
" Зайчики".
Цель: упражнять в прыжках.
Ход игры: Из шнуров сделаны круги. Дети прыгают из шнура в шнур, как зайцы.
"Нора лисички".
Цель: упражнять в подлезании.
Ход игры: воспитатель держит шнур-косичку в виде круга, как обруч. Дети- лисички прячутся в нору от охотников, пролезая в "обруч".
"Солдаты на тренировке".
Цель: развитие различных мышц туловища, формировать умение самостоятельно выполнять различные физические упражнения для рук, ног, туловища.
Ход игры: выбирается водящий и назначается командиром. Солдаты на тренировке выполняют упражнения за командиром н: шнур в обеих руках внизу, поднять шнур вверх, опустить; наклоны, шнур в вытянутых руках вперед и т. д.
"Паутинка".
Цель: упражнять перелезать, подлезать, пролезать между натянутых шнуров.
Ход игры: дети преодолевают препятствия, перелезая через натянутый шнур, затем подлезают под шнур, пролезают между двумя натянутыми шнурами.
"По мостику".
Цель: упражнять в равновесии, развивать уверенность, внимание, профилактика плоскостопия.
Ход игры: дети идут друг за другом не торопясь по шнуру.
Игры с лесенкой.
Оборудование: лесенка, сделанная из двух толстых шнуров и "перекладин" из тесьмы.
"Поднимись по лесенке".
Цель: упражнять в равновесии; развивать воображение;
профилактика плоскостопия.
Ход игры: дети идут по лесенке, шагая широкими шагами.
"Преодолей препятствие".
Цель: закреплять умение ходить боком; упражнять в равновесии; развивать воображение.
Ход игры: дети идут боком, по лесенке, лежащей на полу.
Игры с мешочками.
Оборудование: мешочки с песком разных размеров.
"Веселые негритята".
Цель: упражнять в равновесии, развивать внимание.
Ход игры: Дети переносят мешочки с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами.
"Через кочку".
Цель: упражнять в прыжках.
Ход игры: дети перепрыгивают через мешочки с песком.
"С кочки на кочку".
Цель: развивать умение запрыгивать и спрыгивать на большие мешочки с песком.
Ход игры: дети запрыгивают на мешочек с песком и спрыгивают с него.
"Урожай в кладовочку. "
Цель: упражнять в забрасывании мешочков в короб.
Ход игры: дети забрасывают мешочки с песком в короб.
"Аист"
Цель: упражнять в равновесии.
Ход игры: дети стоят на одной ноге с мешочком на голове.
Применять методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства :
1. Использование новых атрибутов для повышения двигательной активности в условиях группы.
2. Создание проблемных ситуаций, например: имитируя разведчиков, дети идут друг за другом, прыгают с кочки на кочку и т. д.
3. Ходьба: чаще использовать ходьбу на носках и с предметами на голове, для формирования ощущения правильной осанки. Давать задания, в которых изменяется темп при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями.
4. Бег: обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринужденность движений. Следить за тем, чтобы в беге ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног.
5. Прыжки: особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины. Лучше организовывать подпрыгивание, тогда внимание ребенка на отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении.
6. При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника. Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать.
7. Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.
8. Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах. Обеспечить избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма - в зависимости от конкретных задач.
При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению : Значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Снизится количество нарушений поведения детей, ведь они будут организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.