Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников»

Ольга Гончар
Консультация для педагогов «Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Раздольненский детский сад № 1 «Звёздочка»

Раздольненского района Республики Крым

Консультация

для педагогов

«Роль регионального компонента

в нравственном воспитании дошкольников»

Подготовила воспитатель : Гончар О. В.

Дата проведения:___

пгт. Раздольное

Публикация «Консультация для педагогов „Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время наше общество подвергнуто большой опасности – разрушению личности. Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодежи педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию на них.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности процесса. Духовно – нравственное воспитание детей – непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. В дошкольном возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое отношение.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно - нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитывать подрастающее поколение мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. И в настоящее время главной целью остаётся формирование основ духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является воспитание нравственных начал, духовности, патриотизма и толерантности.

Дети наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны – это история России, история малой Родины. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Начало 2015 года для педагогической общественности ознаменовано созданием нового государственной важности документа, имеющего особую актуальность в сложившихся реалиях жизни российского общества – «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период с 2015 – 2025 года».

Цель стратегии – развитие государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации в период до 2025 г., которая будет обеспечивать формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи и некоторые другие аспекты.

Ориентируясь на целевые приоритеты Стратегии развития воспитания в Российской Федерации и в целях консолидации усилий исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию населения в Республике Крым 18 декабря 2014 года № 522-У была утверждена Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым.

Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания является документом, отражающим основной взгляд на процесс реализации в Республике Крым общегосударственной политики в области формирования гражданской позиции и воспитания патриотизма.

Цель Концепции – формирование в Республике Крым единого духовного пространства, базирующегося на принципах патриотизма и гражданственности, высокой культуры личности, сохранения и преумножения культурно-исторического достояния всех национальностей, проживающих в Российской Федерации, гармоничного межкультурного взаимодействия, традиционных морально-этических ценностей, соблюдения прав и свобод человека, уважения человеческого достоинства.

Приоритетным объектом патриотического и духовно-нравственного воспитания является молодежь, дети и подростки.

Наш Крым уникален и, безусловно, он отличается от других регионов нашей страны. Издревле Крым был полиэтнической и поликонфессиональной территорией. Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире.

Крым на протяжении многих веков играл значительную роль в истории и культуре России. В X-XI вв. на Крымском полуострове существовало как часть Киевской Руси древнерусское Тмутараканское княжество. В XIII-XV веках православное княжество Феодоро сформировало тесные взаимоотношения с Московским княжеством. В 1783 году Крым воссоединился с Россией на основании Манифеста о присоединении полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под державу Российскую, подписанного императрицей Всероссийской Екатериной Великой. За короткое время Крымский полуостров стал быстро превращаться в важнейший для России культурный и торговый регион Причерноморья, а в Севастополе началось создание Черноморского флота России.

С Крымом связаны героические страницы истории России. События Крымской войны 1853-1856 гг. и такие ее масштабные эпизоды, как сражение на реке Альме и оборона Севастополя в 1854-1855 гг. стали примером героизма русского солдата.

Победа в Великой Отечественной войне - одна из самых ярких страниц истории, результат и пример героизма и преданности Родине. Крым вписан в страницы истории Великой Отечественной войны обороной Севастополя 1941-1942 гг., Керченско-Эльтигенской десантной операцией 1943 г., героическим сопротивлением фашистским оккупантам партизан и подпольщиков, многими другими примерами мужественной и героической службы стране.

Республика Крым является одним из центров русской культурной жизни. С Крымом ассоциируются имена Александра Пушкина, Антона Чехова, Константина Тренева, Михаила Волошина, Марины Цветаевой, Ильи Сельвинского, Ивана Айвазовского, Николая Краснова и многих других известных деятелей культуры и искусства.

Понимая значимость укрепления патриотических настроений внутри крымского общества, имеющих прочную историческую, культурную и гуманитарную основу, необходимо учитывать важную региональную особенность Республики Крым, заключающуюся в полиэтноконфессиональном составе населения.

Крым исторически находился на пути пересечения разных культур и распространения религий. Именно в Крыму в Х веке в Корсуне (Херсонесе Таврическом) состоялось крещение князя Владимира, положившее начало принятию христианства на Руси. В первой половине XIII века в Крыму начал распространяться ислам, который на протяжении длительного периода являлся основой уклада жизни населения Крыма и государственной религией Крымского ханства.

Крым обладает богатым культурным наследием, которое уходит своими корнями вглубь веков и является общим достоянием народов России. Это дворцово-парковые комплексы Ливадийский, Воронцовский, Массандровский, дворцовый комплекс крымских ханов в Бахчисарае, Генуэзские крепости в Судаке и Феодосии, крепости Каламита - в Инкермане, Ени-Кале - в Керчи, средневековые монастыри Свято-Успенский, Сурб-Хач, мечеть хана Узбека, античный Херсонес и городище Керкинитида, города Чуфут-Кале и Мангуп-Кале.

Исторически сложившееся этнокультурное и религиозное многообразие является особенной характеристикой крымского общества. Патриотическое воспитание должно учитывать эти особенности, стать формой позитивного воспроизведения этнокультурной идентичности личности и обеспечить органичное сочетание лучших национальных традиций народов с преданностью к служению общему Отечеству. Привлечение традиционных для России религиозных конфессий призвано стать одним из ключевых механизмов в процессе формирования у граждан духовно-нравственной потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга. Республика Крым обязана продемонстрировать пример реального диалога культур, основанного на толерантности, уважении к национальным обычаям и религиозным убеждениям.

Чтобы отразить особенности регионов нашей страны и удовлетворить потребности и интересы детей — носителей различных культур и языков, существует вариативная часть государственного стандарта, которая допускает создание программно-методических материалов.

"Крымский веночек" - такое название носит региональная программа Крыма по межкультурному образованию детей дошкольного возраста, которая направлена на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона.

Цели и задачи реализации программы

Основными целями реализации программы «Крымский веночек» являются следующие:

воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной;

воспитание любви к Родине;

– подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами, этническими, национальными группами.

Цели отвечают содержанию и направленности международных и российских документов о правах ребенка и об образовании.

Отличительные особенности программы

• Направленность на развитие личности ребенка. Приоритетность программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящейся творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое личное мнение и умеющего отстаивать его.

• Патриотическая направленность программы. В программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств к малой и большой Родине, их прошлому, настоящему и будущему.

• Направленность на нравственное воспитание. Воспитание уважения к традиционным ценностям, существующим у всех народов, таких, как любовь и почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших и др.

• Направленность на развитие познавательных способностей. Программа нацелена на развитие интереса, стремления получать новые знания о людях, окружающих ребенка. Формирование отношение к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей.

• Направленность на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Предложенные в программе подвижные игры, игры на взаимодействие, на развитие эмоциональной сферы и др. способствуют развитию потребности в движениях, развитию коммуникативности и эмоциональности, сохранению народных традиций.

• Направленность на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Также региональный компонент должен быть в реализации компонентов ООП, в частности, образовательных областей. Например, соблюдение и реализация регионального компонента в ОО «Речевое развитие» : ознакомление детей с художественной литературой разных жанров народов проживающих в Крыму; проявление интереса к произведениям русского и других народов, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

Принципы работы: Системность и непрерывность. Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых. Свобода индивидуального личностного развития. Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка. Принцип регионализации (учет специфики региона).

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 26 января 2020 в 16:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гончар (УИ 282916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД