Алла Берко
Консультация для педагогов «Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В детском саду знакомство дошкольников с народной игрушкой может осуществляться путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения музеев, так же путем анализа традиционных народных промыслов, которые находятся в методических кабинетах дошкольных образовательных учреждений. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения. При организации систематической работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности.
Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки.
Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания. На занятиях по ручному труду дошкольники могут научиться изготавливать из ткани куклу-закрутку, принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Также дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол, украшать костюм куклы декором. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.
Особой задачей в предшкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развивается абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная речь как бы народной мастерицы – родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идет сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.
Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.
Библиографический список.
1. Арутюнов Г. Вращается гончарный круг. Народное творчество. №5 2005
2. Богуславская И. Л. Русская игрушка. М: Мозаика-синтез, 2000
3. Доронова Т. И. Природа, искусство и изобразительная деятельностьь М: Просвещение,1999
4. Яковлева И. Филимоновская игрушка. «Юный художник» №3-5