Наталия Рафальская
Консультация для педагогов «Роль личного опыта в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как отражательная деятельность всегда характеризует индивидуальный вклад каждого ребенка в реализацию общего замысла в виде субъектного опыта, представленного в форме знаний, навыков и умений о конкретных объектах и явлениях окружающего мира. Потребность в использовании личного опыта, его позитивном преобразовании и переживании находит отражение в выборе сюжета, роли, способа игрового поведения, материалов, игрушек, предметов-заместителей.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль личного опыта в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Под личным опытом ребенка – дошкольника подразумевается совокупность знаний, навыков, умений, а также отношений, складывающихся в процессе всей его жизнедеятельности.
Игра – единственный уникальный вид деятельности, позволяющий ребенку реализовать свои психофизиологические, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, пережить и качественно переработать тот личный опыт, который приобретен через разнообразные каналы освоения окружающей действительности: общение, детское экспериментирование, наблюдения, соучастие в деятельности взрослых, дидактически организованное познание на занятиях в детском саду, просмотр телепередач и видеофильмов и др.
Личный опыт, приобретенный ребенком через различные каналы, позволяет ему обогащать собственный замысел и замысел других детей, свободно комбинировать и интерпретировать игровые идеи, жизненные впечатления, проявлять личностные качества и отношения. Еще М. Я. Басовым была замечена зависимость между игровыми интересами детей, игровой тематикой и качествами личности : чем богаче интересы и разнообразнее тематика игр, тем чаще у детей обнаруживаются такие качества личности как оригинальность, инициатива, чувство юмора, находчивость, способность руководить, легкость речи. Это свидетельствует также и о роли личного опыта в развитии указанных качеств, так как слабая структура его сказывается на качестве игровой деятельности дошкольников (способах игрового поведения, партнерских отношениях, характере взаимодействия).
Какой же опыт дошкольника наиболее эффективен в игровой практике? Эффективным является опыт, который стал достоянием личности, прочувствован ребенком; только такой опыт является основой игры. В этой связи следует отметить, что важнейшим направлением деятельности педагога является организация и обогащение личного опыта детей, его перенос в самостоятельную игровую практику. Педагог должен отбирать такие знания с целью организации и обогащения, которые бы отражали роль человека в системах «Человек – Человек», «Человек – Природа», «Человек – Общество», «Человек – Рукотворный мир», где главными являются связи функционирования и преобразования. Кроме знаний игровой опыт должен включать коммуникативные умения, обеспечивающие диалогичность взаимодействия, рефлексивные умения, обеспечивающие взаимопонимание, умения, позволяющие моделировать воображаемые ситуации, навыки и умения, связанные с построением предметно-игровой среды.
Таким образом, роль личного опыта в развитии игровой деятельности детей, всех ее разновидностей значительна. Воспитателю необходимо владеть данным содержанием, уметь организовывать и обогащать личный опыт каждого ребенка в целях эффективной организации и управления игровой деятельностью детей.
Литература:
Дошкольная педагогика в вопросах и ответах. Учеб. пособие. – Иркутск, 2000.