наталья постолова
Консультация для педагогов «Ритуал вхождения в группу»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Детский сад – особая страна с особыми гражданами. Как и в любой стране, здесь свои законы,
традиции, правила, ритуалы. И все они направлены на осуществление главной цели – вырастить здорового, компетентного, коммуникабельного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех взрослых, участвующих в этой великой миссии, – создать условия для роста и развития маленького человека, помочь всеми возможными способами пройти начальный путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром. Каждое дошкольное учреждение старается внести свою лепту в многогранный процесс, который зовется воспитанием.
Публикация «Консультация для педагогов „Ритуал вхождения в группу“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Большое внимание необходимо уделять и формированию детского коллектива.
В начале учебного года создается зрительный образ детского коллектива и на его основе вводится ежедневная традиция утреннего приветствия и вечернего прощания. Но самое главное - это создание в группе атмосферы дружелюбия, которая обеспечивала бы каждому ребенку устойчивую социальную позицию.
Ритуалы в жизни и на занятиях
Введение режимных ритуалов сплачивает детей, способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу. Самомассаж и массаж парами помогает не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию.
«Минутки вхождения в день»
Цели:
• Способствовать психическому и личностному росту ребенка;
• Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада;
• Развивать навыки социального поведения;
• Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;
• Устанавливают положительные взаимоотношения между детьми.
Формирование и проявления ключевых компетентностей обнаруживаются в действиях детей и взрослых во время группового сбора.
Все еще только собираются в круг, идет процесс «устройства» : кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на начальном этапе проявляются эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях «за» или «против», толерантность.
Общий круг представляет возможность увидеть всех, поприветствовать,поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты,подарки,внимание друг другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Приходит время игры. Ее основа – это веселая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Элементы психогимнастики (тренинга) помогают овладеть мимикой, жестами, интонацией; элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение.
Затем-обмен новостями. Эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.
В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты, чаще всего такие, каких нет и не было в личном опыте ребенка. Это значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи, иногда упорядочивает представления. Важно предложить свою идею,рассказать о ней так, чтобы другие услышали, почувствовали интерес к ней.
Это создание серьезной внутренней мотивации, развитие познавательных интересов детей, проявление уважения к воспитанникам, пробуждение у них чувства собственного достоинства, тренинг всех видов компетентности. Параллельно формируется социальная компетентность – возникают разные подходы к общению: кому то надо сказать несколько раз и помедленее, кому то для понимания достаточно жеста или взгляда, с кем то – на «вы» и предельно вежливо, с кем то – по – товарищески, кто то подскажет способы решения проблемной ситуации, кто то найдет решение для себя сам.
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально – эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, соглосования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Более конкретное назначение группового сбора состоит :
-в создании общности детей и взрослых
-в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям
-в умении распознавать,определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга
-в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. д.)
-в создании эмоционального настроя (позитивного, делового)
-в развитии речи коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других
-в развитии способностей выбирать,планировать собственную деятельность,договариватся с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.
Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям как:
-чувствовать себя значимым;
-управлять собой, своим временем,деятельностью,отношениями с другими людьми;
-веселится и развлекается;
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора :
-создавать положительный эмоциональный настрой на весь день -«задать тон»;
-обеспечить условия для межличностного позновательно-делового общения детей и взрослых;
-формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
-прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты);
-развивать эмпатию;
Роль ребенка в групповом сборе
Важно помнить,что групповой сбор –это не занятие,поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность,а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учится управлять собой, своим временем, своим учением, дает возможность руководить другими, влиять на текущие события и формировать будущие.
Роль воспитателя в групповом сборе
Роль воспитателя заключается в том, чтобы:
-обеспечить комфортное и конструктивно –деловое участие всех детей в общем разговоре,игре,планировании;
-установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
-демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
-помогать ребятам выбирать и планировать работу;
-оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности;
Структура группового сбора В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так :
-Приветствие ( вариант:пожелания,комплименты,подарки) 1-3мин
-Игра ( вариант: элементы тренинга,психогимнастика,пение,слушание). 2-5мин
-Обмен новостями. 2-10мин
-Планирование дня
Таким образом,общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30минут. Жесткой рамки нет.
Вариант игровой ситуации, служащей основой для группового сбора и позитивного настроения.
-День бантиков
«Бантиком» складываются губки, бантики прикрепляются к косичкам и челкам,бантики даже на пальчиках и коленках!
В этот день детей ждут:
-моментальные фотографии «Чудо в бантиках»;
-выбор королевы и короля;
-бантики в подарок;
Предлагается с утра непременно в бантиках!
В центрах активности дети могут научится многим полезным делам: завязывать бантиком шнурки и ленты, вязать «на пальцах»(без спиц,плести макраме, украшать бантиками праздничную одежду Золушки.