Галина Викторовна Балина
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.). Также к вопросам развития инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, соответствующего сопровождения ребенка со стороны взрослого (воспитателя, родителя).
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности», а в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Следует разграничивать понятия «инициативность» и «самостоятельность». Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В.). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов, способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, и деятельность и поведение других детей.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития».
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики.
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности.
Инициативный ребенок умеет организовать свою игру, находит повод для общения, придумывает для себя занятие; включается в разговор, предлагает варианты интересных дел другим детям; отличается разнообразием интересов. У дошкольников инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью; проявляется во всех видах детской деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной деятельности, игре, экспериментировании, является показателем детского интеллекта. Инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет; с появлением в речи ребёнка фразы «Я сам».
В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:
- бытовой труд (Л. А. Порембская);
- конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);
- художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);
- игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Выделяют 3 компонента развития самостоятельности :
1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л. С. 1983г., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.
2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.
3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.
Развитие инициативности ребенка от неосознанного повторения операций до активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться на различных этапах деятельности: ориентировочном (начало деятельности, выделение ее ориентиров); организационном (формирование образа предстоящей деятельности); исполнительском (организация собственного труда и самостоятельность в процессе решения задачи, завершенность действий); контрольно-оценочном (осознание сделанного, готовность к продолжению деятельности). Налицо взаимосвязь деятельности и развития инициативности субъекта деятельности, даже если этим субъектом является ребенок-дошкольник.
Закономерно возникает вопрос о психолого-педагогическом сопровождении ребенка дошкольного возраста в процессе развития его инициативности как важного качества деятельности.
К основным характеристикам такого сопровождения, относятся:
- опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов методов, которые способствуют развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т. д.);
- активизация инициативности и самостоятельной деятельности самого ребенка, лежащая в основе организации системно-деятельностного подхода в совместной деятельности ребенка и взрослого;
- создание условий, в которых ребенку предоставляется возможность проявить свою инициативность в различных образовательных областях;
- диалогизация и поддержка, сопровождающая коммуникативную деятельность с дошкольником, что помогает установить доверительные и открытые отношения между взрослым и ребенком;
- систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии инициативы и инициативности у детей дошкольного возраста.
В таком продуманном психолого-педагогическом сопровождении для ребенка создаются условия для возможности принимать самостоятельные решения в выполнении доступных им по трудности задач. Это в свою очередь формирует у них волевые качества, самостоятельность, произвольность поведения в разных ее видах, стремление добиваться поставленной цели, ответственное отношение к результатам своих действий.
Для развития детской инициативности, нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу.
- условия развития детской инициативы и творческого самовыражения;
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
Способы поддержки детской инициативы :
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;
- педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Ну и, конечно же, сотрудничать с родителями по решению данного вопроса, так как пример родителей очень важен для детей.
Очевидно, что при этом ведущая роль в создании соответствующих условий для деятельности детей, в грамотном психолого-педагогическом сопровождении организации всего процесса, в побуждении и поддержке всех проявлений детской инициативности на всех этапах деятельности принадлежит педагогу. При этом педагог целенаправленно создает условия, в которых формируется и укрепляется инициативность ребенка, которая как личностное качество окажется более чем востребованной в дальнейшей жизни.