Евгения Скрябина
Консультация для педагогов «Разнообразие форм и методов работы с детьми по развитию речевых навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие форм и методов работы с детьми младшего возраста по развитию речевых навыков
Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, и взрослые стали больше общаться с компьютером и с другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Для того, чтобы речь ребёнка развивалась, очень важна жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, а это, в первую очередь, соблюдение режима дня соответствующего возрасту. Выполнение режимного дня способствует хорошему, физическому здоровью. Со здоровым ребёнком, находящимся в бодром и радостном состоянии легче установить общение, он активен восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объёме проявляются речевые реакции.
Также огромное значение для развития детей имеет создание материальной обстановки. В группе, где существует такая обстановка, где каждый ребенок может не только обогащать свои знания, но и развивать и обогащать свою речь, видны существенные изменения в лучшую сторону. Материальная обстановка расширяется, накапливается и систематизируется за счёт увеличения практического материала для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития мелкой моторики.
В первые годы жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моменты, совместной игре и в организованной деятельности. Развитие речи в НОД проводится в младшей группе только один раз в неделю. Ясно, что это недостаточно для развития детей. Поэтому развитию речи детей мы уделяем внимание во всех видах образовательной деятельности.
Одним из наглядных методов развития речи детей является наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации. В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них, происходит знакомство с особенностями их внешнего вида, с повадками, уточняются знания о том, как и что они едят. При встречах с живыми объектами дети внимательно слушают, эмоционально реагируют, произносят разные слова. В ходе наблюдений детям задаются вопросы, в случае затруднений дополняются ответы детей, призывая повторять за взрослым. Чтобы довести восприятие детей до полноты и ясности нужно периодически повторять наблюдения. Применяя опосредованное наблюдение рассматривать с детьми игрушки и картины, описывать их, затем составлять рассказы о увиденном.
Используя словесные методы, нужно читать и рассказывать детям художественные произведения, заучивать с ними наизусть стихотворения, пересказывать знакомые им сказки и рассказы, беседовать на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе. Беседы нужно проводить каждый день, стараться проводить их интересно, с опорой на наглядный материал. Важный показатель активного участия детей в беседах: их вопросы. Очень часто приходится отвечать на стихийно возникающие у детей вопросы, поэтому надо быть всегда готовым к этим вопросам. Побуждать задавать вопросы малоактивных детей. Приучать детей к ответам не только фразой или словом, но и к развернутым высказываниям. Развивать речь детей нужно и в ходе выполнения режимных процессов. Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами. В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Побуждать детей говорить о том, что они сделали, какие действия выполнили. В общении с детьми нужно чаще использовать художественное слово и русский фольклор.
В каждой группе должен быть книжный уголок, где дети могут самостоятельно брать книги и рассматривать их. Книги – это богатейший материал для развития речи детей. Периодически нужно вести беседы с детьми о книгах, интересоваться содержанием книг, понимают ли дети смысл иллюстраций, расспрашивать детей о книгах, которые есть у них дома, конечно же напоминать детям о бережном отношении к книгам.
Очень важно в работе с детьми применение практических методов, использование в работе различных дидактических игр. Дидактические игры – метод активизации словаря детей. В дидактических играх нужно обращать внимание детей на точность их ответов, добиваться активизации намеченных слов.
Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Дети любят показывать настольные и пальчиковые театры по знакомым сказкам «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Рукавичка». Стеснительным детям нужно помогать, проговаривать тексты вместе с ними.
Наиболее действенное средство для развития речи детей является игра, которая является ведущим видом деятельности детей. В течение дня важно организовывать сюжетно-ролевые, дидактические, строительные игры. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки матери», «Магазин», «Больница», «Водители», закрепляются навыки разговорной речи. Необходимые атрибуты к этим играм нужно периодически обновлять, они должны находиться в доступном для детей месте и использоваться также и в самостоятельных играх по желанию детей.
Развивается речь детей и в подвижных играх, на которых закрепляются разные восприятия детей. Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или песней: «Лохматый пес», «Гуси-гуси», «Кот и мышка», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно».
Все виды двигательной деятельности детей – игры, бег, лазание – сопровождаются речью, криками, возгласами, восклицаниями. В сочетании двигательной, волевой и эмоциональной сферы детей работает, формируется и крепнет их речевой аппарат.
Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка: структурой речи, её характерные особенности дети принимают от лиц, с которыми они находятся в речевом общении. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателями, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь не «съедая» окончаний. Понимая, какая ответственность возлагается на воспитателя, к нему предъявляются определенные требования речи: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, стараться говорить обыкновенно, правильным простым языком: медленно, ясно и громко. Зависимость речи детей от речи воспитателей, от речи людей, с которыми дети живут и общаются, очень велика. Поэтому нужно проводить с родителями работу по развитию речи детей, а это беседы, предлагаемые стихи для заучивания с детьми, изготовление папок-передвижек по развитию речи.
Хочется надеяться, что использование всех перечисленных методов и приёмов, используемых в педагогической работе, будут способствовать своевременному развитию речи детей.