Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Радость и печаль осенних дней» в картинах художников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Консультация для педагогов «Радость и печаль осенних дней» в картинах художников.
Нам повезло наблюдать смену Времен года, как яркое событие, где каждый сезон контрастен, и перепутать Лето и Зиму, Весну и Осень просто невозможно. Есть, правда, природные особенности, когда Лето украшает своим теплом Осень, а Зима своими морозами пугает Весну, но в этом тоже своя прелесть.
Публикация «Консультация для педагогов „Радость и печаль осенних дней“ в картинах художников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Материалы для воспитателей
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Гобеленовая живопись «Золотая осень» по картине И. Прищепа 2010г. Знакомя детей с Осенью, как Временем года, мы говорим о ней словами поэтов: А. Пушкина, Н. Некрасова, К. Бальмонта, А. Майкова, С. Есенина, И. Бунина, А. Плещеева, Б. Пастернака, А Фета, Ф. Тютчева, А. Барто, Е. Трутневой, О. Высотской…
Предлагаем детям послушать и подвигаться, импровизируя движения, под «осеннюю» музыку П. Чайковского, А. Вивальди, Ф. Шопена. Среди музыкально – поэтического материала также произведения современных детских поэтов и композиторов.
И. Левитан «Золотая осень» 1895.
Ставшая любимой и хрестоматийной классическая картина И. Левитана «Золотая осень». И, конечно, любое осеннее наблюдение в природе, подкрепляется знакомством с жанром живописи - осенним пейзажем. Дети со средней группы в пассивном словаре имеют термины «живопись, пейзаж», знакомятся с профессией - художник.
Л. Радевич «Излучина» 2024 г
Мы видим за окошком осенний день с приметами этого времени года, их же рассматриваем на картине в пейзаже, подмечая умение художника красками разных цветов, передать – изобразить не только окружающую местность, но и «осеннее настроение» в природе. Мы любуемся картиной сами и учим ребенка понять и почувствовать красоту и в природе, и в пейзаже. Осень называют изменчивой и капризной. Осенняя погода обманчива: сегодня светит солнышко, кругом ярко, радостно и нарядно.
С. Федотов «Пейзаж с хатой» 1900 г.
А завтра будут дожди с темными тучами, ветром, холодом, лужами и мокрой землей. Распутица - размытая дождями дорога: идти по ней неприятно, да и проехать трудно, можно увязнуть в грязи. Лошадка идет неспешно, медленно тянет телегу. А как вы думаете, какое настроение у человека в телеге? Какое настроение передает нам этот сюжет картины? Грусть-тоска, печаль, унылая пора.
Н. Гончарова «Осень» 1910 г
Серых дней осенью гораздо больше, чем летом. Предлагаем детям вспомнить, отчего любой день в природе становится серым. «Ветер тучи нагоняет», солнце спряталось за тучи, ветки голые чернеют, дождь и холод всё сильнее.
В. Немухин «Осенний пейзаж»1964г. в стиле «пейзажной абстракции».
Абстракция, отказываясь от изображения предметов, использует цвет, пятна, линии, геометрические формы. Как ни странно, этот стиль живописи близок детям и «роднит его с детскими рисунками». Когда Абстрактная картина имеет название, то есть «программу своего сюжета», это облегчает нам ее восприятие.
Эту картину художник назвал «Осенний пейзаж» хотя тут нет ни деревьев, ни кустов, рек, неба, туч. Он показал свое настроение, выплеснув краски на холст. Рассмотрим, какие цвета красок и почему он, используя их, так рассказал нам про осень. «Чем хороша абстракция, здесь нет, и не может быть неправильных ответов. Всё, что «видится, думается, представляется и кажется» - всё будет правильно».
Мария Якунчикова-Вебер «Осинка и елочка» 1896г, выжигание по дереву и живопись маслом. Художница, прожив 32 года, умирает от туберкулеза. Ее любовь к родной природе проявилась в новой технике изображения, и этот стиль стал ее визитной карточкой. Мария рисовала свои картины выжиганием прямо с натуры, без права на ошибку. Сквозь ветки елочки яркое небо освещает осеннюю листву осинки, - знакомим детей с перспективой: что изображено на переднем плане, а что за ним, накапливаем детский опыт быть «внимательным, активным созерцателем».
Неизвестный автор «Осеннее дерево» 2002г. «пейзажная абстракция»
«Осенние деревья» Багрянская Лиза (воспитанница нашего ДОУ) – «пейзажная абстракция в технике торцевания из гофрированной бумаги»
И. Остроухов «Золотая осень» 1886г.
Ранняя теплая осень в парке: золотые кроны деревьев, а трава еще зеленая, небо голубое. Вдали, за большими деревьями виден пруд, как светлая тонкая полоска на картине. На тропинке что-то клюют две сороки. На дальнем плане могучие стволы и ветки деревьев. На переднем плане тонкие гибкие ветви деревьев, одно из них – клен. На траве ковер листьев.
И. Шультце «Осень. Нескучное»1923г.
Осенняя пора «очей очарованье, прощальная краса и пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса». Наблюдая и рассматривая пейзаж, педагог сам говорит «высоким слогом русского языка», побуждая детей искать метафоры и эпитеты, подбирать слова для большей художественной выразительности в своем описательном рассказе по картине. Для ребенка описательный рассказ по картине – пейзажу, наверное, самый сложный.
Н. Мухин «Кругом осень» 2023г.
Многие методические приемы помогают «разговорить» ребенка: «вопрос – ответ», «интересное для тебя изображенное место на картине», сравнение картин одной тематики разных художников, вспомни поговорку, загадку, народную примету, стихотворение, песенку, случай с тобой, по теме описания. Часто возраст человека сравнивают со временем года. Малыш родился и растет – это Весна - пробуждение природы. Дети становятся взрослыми – это Лето. Наши бабушки и дедушки переживают Осень. Посмотрите на картину «Кругом осень» - о чем вы хотите рассказать? А когда наши любимые бабушки и дедушки вдруг заболели – это Зима, и поэтому мы их согреваем своей любовью и заботой.
«Осенняя роща» Щербакова Вероника воспитанница нашего ДОУ
О. Фадеева «Ветер» 2020г. - книжная иллюстрация.
«Летят перелетные птицы» - коллективная работа по аппликации наших воспитанников.
Л. Чарская «Рыжее кружево» 2014г. – пуантилизм.
Пейзаж на картине художники создают, пользуясь различными
материалами: краски, карандаши, пастель, мелки, рисуя на холсте, бумаге, дереве. Создают и придумывают способы - стиль изображения, которых очень много. Один из них – пуантилизм.
«Пейзаж в стиле пуантилизм» - осваивают стиль письма наши воспитанники.
В. Лебедева «Волк в березовой роще» 2018г – бумажная живопись.
«Осенний дуб» - коллективная аппликация.
«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень человеческого вкуса, приобретаемое воспитанием и развитием». В. Г. Белинский.
«Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине». К. Д. Ушинский.
«Пейзажная живопись – это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту». И. Ф. Смольянинов («Красота природы и воспитание красотой» 1985г)