Ольга Владимировна Сердюкова
Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы появился ряд программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Некоторые авторы считают, что большинство парциальных программ сходны по своим идеям. Действительно, цели и задачи, которые ставят авторы, во многом аналогичны. Однако содержание программ экологического образования дошкольников в значительной степени различается.
Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы:
1 группа.
Программы экологической (биоэкологической) направленности.
Публикация «Консультация для педагогов „Программы экологического содержания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для программ 1 группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
К данной группе можно отнести следующие программы :
С. Н. Николаева «Юный эколог»
Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
Н. Н. Кондратьева «Мы» (Санкт – Петербург)
Ж. Л. Васякина – Новикова «Паутинка» (Москва)
А. В. Королёва «Экологическая дорожка»
В своей программе Николаева С. Н. выделяет 2 аспекта содержания экологического воспитания : передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Она же подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными её ответвлениями.
В программах данной направленности адаптированы ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда на дошкольный возраст. Цели данных программ сводятся к формированию у детей первоначальных экологических представлений и понятий у детей.
2 группа.
Программы эстетико (культурно) – экологической направленности
Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, вода, воздух, огонь). Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей.
Ко второй группе относятся следующие программы :
В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «Семицветик».
И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская «Планета – наш дом»
Т. И. Попова «Мир вокруг нас»
Т. А. Копцева «Природа и художник»
3 группа.
Программы социально – экологической направленности
Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения).
К этой группе относятся программы :
Н. Н. Вересова «Мы – земляне» (Мурманск)
Т. В. Потапова «Детский сад XXI века» (второй вариант названия – «Надежда»)
Л. М. Кларина «Экономика и экология» (Москва)
Авторы данных программ направили свои разработки на совершенствование экологического, экономического и социального сознания детей, формирования у них основ гражданской позиции, рационального природопользования.