Настасья Ветер
Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
роблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству.
Н. А. Курочкина утверждает, что развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре народа - одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство. Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало. В дошкольном возрасте дети получают сведения об искусстве, общаясь с разными его видами. По мнению Р. М. Чумичевой, художественный образ в каждом из искусств имеет свой «язык» средства выразительности и по-своему воздействует на человека, при этом ему свойственны общие компоненты: соответствие формы содержания, композиционные особенности. Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура). Живопись один из видов изобразительного искусства, с которым знакомят детей в дошкольном возрасте. Живопись изображает окружающий нас мир посредством воспроизведения на плоскости цветными материалами его зримых форм и явлений. Это форма отражение реального мира, средство познания жизни и общественного воспитания. С помощью живописи дошкольники учатся понимать гармонию природы. Ознакомление с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования ценностных ориентаций в школьном возрасте, как например, умение высказывать, личностное отношение к понравившейся картине, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни. Р. М. Чумичева считает, что главным средством, с помощью которого живопись отражает видимый мир, является цвет. Цвет в живописи - средство не только изобразительное, но и выразительное. Он является важнейшим композиционным фактором. Контрастами, ритмами живописец соподчиняет основные элементы картины, выделяет главное, существенное и вместе с тем объединяет все изображенное в единое, гармоничное целое. Цвет в живописи эмоционален. Отдельные цвета сами по себе могут воздействовать на человека. Так, яркие цвета воздействуют активно при этом одни - возбуждающе (ярко-красный, другие - успокаивающе (зеленый); менее активны цвета приглушенных тонов. Тона голубые, синие, фиолетовые мы воспринимаем как холодные, оранжевые, желтые - как теплые; более светлые кажутся нам легче, темные - тяжелее. С этими ощущениями связано эмоциональное восприятие цвета. В исследованиях Е. А. Флериной показано, что в процессе ознакомления с произведениями живописи дети учатся понимать содержательную и выразительную сторону произведения (что изображено на картине и как выражено, учатся понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Постепенно дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять какие отношения в ней выражены, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения. У детей появляется личностное избирательное отношение к произведению, они могут мотивировать выбор понравившейся картины, и рассказать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусств. В работах Е. А. Флериной, В. А. Езикеевой раскрыта проблема ознакомления детей с книжной графикой. Они утверждают, что, как и все виды искусства, она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.
Публикация «Консультация для педагогов „Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е. А. Флериной. С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Ниже представлены картины для ознакомления детей с изобразительным искусством. Картины очень ярко отображают характер и настроение художника,и по этому педагогу и детям будет интересно и легко работать по данным репродукциям.
По данным картинам можно составлять описательные рассказы,а так же использовать в дидактических играх например какая картина лишняя!