Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Приемы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Наталья Бурцева
Консультация для педагогов «Приемы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Давайте вспомним, что есть фонематические процессы и как выстроить планомерную работу по их формированию и развитию.

Без углубления в специальную терминологию, мы можем сказать, что фонемы – это звуки речи, обладающие определенными признаками, на основе которых, благодаря процессам фонематического слуха и восприятия, мы можем их различать в общем потоке речи.

Развитие фонематических процессов является базой формирования звуковой культуры речи дошкольников, т. к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и правильное их произношение, а в будущем и правильное написание.

Публикация «Консультация для педагогов „Приемы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Начинается данная работа с раннего возраста и проводится в игровой форме, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности детей.

Первоначально педагог проводит игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, для этого он привлекает внимание детей к звукам окружающей среды, например, звукам, доносящимся из окна, из соседней группы, из коридора и т. д. при помощи вопросов следующего плана Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется? Кто плачет? и т. д.

Необходимо научить детей сосредотачиваться на определенном звуке и выделять его в общем звуковом поле. После этого можно приступить к играм, направленным на узнавание и различение неречевых звуков. Игры: «Близко–далеко», «Угадай, кто играет», «Что звучит?», «Найди пару»

Сыграем в игру «Угадай, кто играет?»

Сегодня к нам в гости пришли два брата медвежонка. Старший брат большой и сильный. Младший брат еще совсем маленький медвежонок, не такой сильный как его брат. Они очень любят играть на музыкальных инструментах, поэтому всегда берут их с собой. Медвежата предлагают сыграть в игру «Угадай, кто играет?» Братья спрячутся за нашей ширмой так, чтобы вы их не видели, и будут играть на музыкальных инструментах. Старший брат играет громко, а младший тихо. Ваша задача послушать внимательно и угадать, какой из медвежонков играет.

Следующим этапом формирования фонематических процессов является различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых, звуков, слов, фраз.

Игра «Кто тебя зовет?» (описание игры) «Три медведя» (описание игры)

Затем мы переходим на материал слов, близких по звуковому составу.

Игровое упражнение «Вагон» (проигрываем, игры «Запомни и покажи» «Похожие слова» (описание игры)

После различения слов, наступает этап различения слогов. Начинать эту работу целесообразно с таких игр, как «Запомни и повтори» «Лишний слог»

Педагог произносит несколько слогов и просит детей воспроизвести слоги в той же последовательности, либо найти лишний слог. Постепенно слоговые ряды усложняются.

Затем дети учатся различать изолированные фонемы (звуки) родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков, после чего можно переходить на согласные. Игра «Поймай звук» (выделение звука в общем потоке звуков) «Повтори» (воспроизвести верную последовательность звуков)

Первоначально, мы произносим звуки с опорой на картинку – символ, например, а-а-а-а (девочка плачет) у-у-у-у (поезд гудит) о-о-о-о (у девочки болит зуб, звуки произносятся утрировано, затем кратко, затем в качестве наглядности картинки заменяются на условные символы, например, кружки из цветного картона, обозначающие звуки речи.

Задачей последнего этапа формирования фонематических процессов является формирование навыков элементарного звукового анализа, что является, по сути, подготовкой к освоению грамоты. Переход к звуковому анализу, возможен при условии, что ребенок способен выделять и дифференцировать все фонемы (звуки) родного языка.

Игры: «Сколько звуков?», «Где звук живет?», «Составь слово», «Кто больше», направлены на определение количества звуков в слове, выделение позиции звука в слове, придумывание слов с заданным звуком, составление слова из заданных звуков"

В итоге проведения систематической и планомерной работы по развитию фонематических процессов дети должны научиться контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Приемы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Приемы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бурцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД