Наталья Бурцева
Консультация для педагогов «Приемы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте вспомним, что есть фонематические процессы и как выстроить планомерную работу по их формированию и развитию.
Без углубления в специальную терминологию, мы можем сказать, что фонемы – это звуки речи, обладающие определенными признаками, на основе которых, благодаря процессам фонематического слуха и восприятия, мы можем их различать в общем потоке речи.
Развитие фонематических процессов является базой формирования звуковой культуры речи дошкольников, т. к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и правильное их произношение, а в будущем и правильное написание.
Публикация «Консультация для педагогов „Приемы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Начинается данная работа с раннего возраста и проводится в игровой форме, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности детей.
Первоначально педагог проводит игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, для этого он привлекает внимание детей к звукам окружающей среды, например, звукам, доносящимся из окна, из соседней группы, из коридора и т. д. при помощи вопросов следующего плана Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется? Кто плачет? и т. д.
Необходимо научить детей сосредотачиваться на определенном звуке и выделять его в общем звуковом поле. После этого можно приступить к играм, направленным на узнавание и различение неречевых звуков. Игры: «Близко–далеко», «Угадай, кто играет», «Что звучит?», «Найди пару»
Сыграем в игру «Угадай, кто играет?»
Сегодня к нам в гости пришли два брата медвежонка. Старший брат большой и сильный. Младший брат еще совсем маленький медвежонок, не такой сильный как его брат. Они очень любят играть на музыкальных инструментах, поэтому всегда берут их с собой. Медвежата предлагают сыграть в игру «Угадай, кто играет?» Братья спрячутся за нашей ширмой так, чтобы вы их не видели, и будут играть на музыкальных инструментах. Старший брат играет громко, а младший тихо. Ваша задача послушать внимательно и угадать, какой из медвежонков играет.
Следующим этапом формирования фонематических процессов является различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых, звуков, слов, фраз.
Игра «Кто тебя зовет?» (описание игры) «Три медведя» (описание игры)
Затем мы переходим на материал слов, близких по звуковому составу.
Игровое упражнение «Вагон» (проигрываем, игры «Запомни и покажи» «Похожие слова» (описание игры)
После различения слов, наступает этап различения слогов. Начинать эту работу целесообразно с таких игр, как «Запомни и повтори» «Лишний слог»
Педагог произносит несколько слогов и просит детей воспроизвести слоги в той же последовательности, либо найти лишний слог. Постепенно слоговые ряды усложняются.
Затем дети учатся различать изолированные фонемы (звуки) родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков, после чего можно переходить на согласные. Игра «Поймай звук» (выделение звука в общем потоке звуков) «Повтори» (воспроизвести верную последовательность звуков)
Первоначально, мы произносим звуки с опорой на картинку – символ, например, а-а-а-а (девочка плачет) у-у-у-у (поезд гудит) о-о-о-о (у девочки болит зуб, звуки произносятся утрировано, затем кратко, затем в качестве наглядности картинки заменяются на условные символы, например, кружки из цветного картона, обозначающие звуки речи.
Задачей последнего этапа формирования фонематических процессов является формирование навыков элементарного звукового анализа, что является, по сути, подготовкой к освоению грамоты. Переход к звуковому анализу, возможен при условии, что ребенок способен выделять и дифференцировать все фонемы (звуки) родного языка.
Игры: «Сколько звуков?», «Где звук живет?», «Составь слово», «Кто больше», направлены на определение количества звуков в слове, выделение позиции звука в слове, придумывание слов с заданным звуком, составление слова из заданных звуков"
В итоге проведения систематической и планомерной работы по развитию фонематических процессов дети должны научиться контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.