Вялова Алла
Консультация для педагогов «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью»
▼ Скачать
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Чаще это расстройство встречается у мальчиков.
Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться га задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.
Публикация «Консультация для педагогов „Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений мозга. В отдельных случаях может быть наследственное происхождение СДВГ.
Клинико- возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушения сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся заметнее.
Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имя неплохие способности. «Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т. е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму».
Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются отрицательные черты личности такие, как упрямство, агрессивность, негативизм.
Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию… Важное место занимает медикаментозная терапия. Она назначается врачом, по два-три курса в год.
Итак, ребенок с СДВГ выявлен логопедом, направлен на консультацию к врачу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, порой годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас.
Разработаны методические подходы, приемы и правила, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.
Основные принципы взаимодействия с ребенком
1. Демонстрирвать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.
2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.
3. Меньше замечаний – больше похвалы.
4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Требования к организации и методике проведения логопедических занятий:
1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.
2. Форма организации занятий – индивидуальная ил в небольшой подгруппе.
3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.
5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
6. Использовать разнообразный наглядный материал.
7. В работе отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.
8. Не давать многоступенчатых инструкций.
9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».