Ольга Митрофанова
Конспект семинара для педагогов «Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.
План семинара :
1. Доклад и презентация на тему: «Предметно – развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ»
2. Командная игра «Что вы знаете о «Предметно-пространственной среде ДОУ, в соответствии с ФГОС»
3. Анкетирование воспитателей: «Оценка предметно – пространственной среды в группе»
Публикация «Конспект семинара для педагогов „Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
Предметно – пространственная среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды.
Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. И следовательно воспитатель должен стать реальным проектировщиком – дизайнером, если понимать под дизайном проектировочную деятельность, направленную на формирование предметно – пространственной среды в единстве ее функциональных и эстетических качеств.
Нельзя сказать, что требования к предметно – пространственной среде образовательного учреждения не разрабатываются. Напротив, эти требования есть, но проблемная ситуация как раз и заключается в том, что они исходят из разных «ведомств» и противоречат друг другу. Эти требования принадлежат разным позиционерам, представление которых о предметно – пространственной сред образовательных учреждений значительно расходятся. Адресатом всех этих противоречивых требований являются педагоги – практики.
Итак, на сегодняшний день мы можем зафиксировать три группы таких требований.
Первая группа – требования управленческих структур к организации предметно – пространственной среды образовательных учреждений.
Требования управленцев сводятся, в основном, к художественному оформлению среды. Множество методических рекомендаций направленно на демонстрацию частных примеров – как оформить ту или иную пространственную зону. Целостная модель образовательного пространства, как правило, не обсуждается. (Видимо считается, что известна и понятна всем)
Вторая группа требований – психологические концептуальные требования ученых - исследователей к организации предметно – пространственной среды.
Требования, идущие от исследователей не соотносятся с наличным «субстратом» образовательных учреждений, то есть предполагают материальную базу (здания и оборудование, которых еще не существует в действительности, и в этом смысле являются довольно утопичными (их невозможно реализовать в массовой практике не только сейчас, но и в ближайшие десятилетия).
Эти абстрактные принципы, предлагаемые теоретиками, никак не связываются в сознании педагогов – практиков с реальным пространством образовательного учреждения, где царят другие «законы».
Эти «законы» связаны с третьей группой требований к предметно – пространственной среде. Они представлены в нормативном документе, носящем имя «Санитарные правила и нормы» (СанПиН, который во многом противоречит современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.
Известный деятель в области психологии и педагогики. Автор таких книг, как «Как играть с ребенком», «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», «Игра с правилами в дошкольном возрасте» и многих – многих других, Короткова Н. А. утверждает, что основным условием или принципом в иерархии требований должен быть принцип соответствия предметно – пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса.
Другими словами, притязания СанПиНа должны быть умерены и введены в рамки «обслуживающих» образовательный процесс рекомендаций (ограничены сферой только санитарно – гигиенических требований).
Все это мы имеем в настоящее время… Так же на данный момент (идет это с 50х годов) традиция устройства групп такова: в предметно – пространственной среде выделяется стабильная учебная зона (со столами, учительским столом и доской). Остальное пространство очень дробно зонируется.
Новые Федеральные Государственные стандарты исключают зонирование, и не только потому, что для всего этого множества «уголков» недостаточно места, а потому, что нет однозначного соответствия между видом культурной практики (или видом детской деятельности) и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности. (разберем на примере мяча)
Предлагается разделить пространство группового помещенья на три части:
1 зона для спокойной, по преимуществу, деятельности (условно – «спокойная» зона);
2 зона для деятельности, связанной с активным движением (условно – «активная» зона)
3 рабочая зона
Рабочая зона
Пространство зоны: легкие столы, соединяющиеся в один общий стол, или большой стол – трансформер, передвижная двусторонняя доска (*на колесиках).
На собственных границах зоны – на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах:
---для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы;
--- для познавательно – исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования, образно – символические и нормативно – знаковые материалы.
Спокойная зона
Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван – трансформер, один – два легких столика.
На собственных границах зоны – на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах:
--- для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;
--- для познавательно – исследовательской деятельности – книги познавательного характера. Тематические альбомы, словари, атласы, образно – символические и нормативно – знаковые материалы;
--- для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссёрской игры.
Активная зона
Пространство зоны: ковер (небольшой, легко перемещающийся)
На собственных границах зоны – на стеллажах и легких столах:
--- для сюжетной игры – игрушки разных сюжетно – образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;
--- для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы.
Если разбить групповое пространство таким образом, оно будет отвечать требованиям ФГОС.
Требования звучат следующим образом:
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
1. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства:
Организации
Группы
территории, приспособленной для реализации Программы
материалов, оборудования и инвентаря
2. Возможность:
• общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых
• двигательной активности
• уединение
* Реализацию различных ОП
• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования
• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
• учёт возрастных особенностей детей
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1 содержательно насыщенной
2трансформируемой
3 полифункциональной
4 вариативной
5 доступной
6 безопасной
Насыщенность среды
Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Включает оснащение:
---Средства обучения
---Соответствующие материалы
---Оборудование и инвентарь (игровой, спортивный, оздоровительный)
В свою очередь образовательное пространство обеспечивает: активность (для всех категорий воспитанников) :
игровую,
познавательную,
творческую,
исследовательскую (экспериментирование с доступными материалами, в т. ч. с песком и водой)
двигательную (в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях)
Эмоциональное благополучие,
Возможность самовыражения.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами
Трансформируемость среды
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность среды
Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.)
Наличие полифункциональных предметов (в т. ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды
Наличие различных пространств: для игры, для конструирования, для уединения и пр.
Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды
Доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов)
Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов)
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды
Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В заключение своего выступления хочется сказать, всё что сейчас имеет наше дошкольное учреждение, создано нашим педагогическим коллективом, с участием родителей наших воспитанников. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Какие хорошие глаголы - стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.