Галина Мазонка
Консультация для педагогов «Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения являются ценные педагогические свойства : игры-тренинги и анализ конкретной ситуации. Особенность данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций: 1. Использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате; 2. Предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей; 3. Появление препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности; 4. Поддержание адекватного эмоционального фона.
Публикация «Консультация для педагогов „Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники чувствуют себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближённые к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в весёлую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьёзно.
Основное содержание по основам безопасности я распределяю по направлениям: «моё здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность в природе», «общение с незнакомыми людьми», «правила дорожного движения». Например, игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака-друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное-несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны. При этом объясняю, что не следует забывать и об опасностях, связанными с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
В качестве дополнительного материала я включаю в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определёнными педагогическими задачами.
В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребёнок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром.
В ходе проведённой работы я определила необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения : отбор доступного для детей материала, наглядно-дидактическая оснащённость, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Сделала вывод, что общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребёнком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценностей жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребёнка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребёнком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Игра «Гроза»
Цель: Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Вопросы:
Когда чаще бывает гроза?
В какое время года?
По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?
Знаете ли вы правила поведения во время грозы в лесу? В поле? В огороде?
Загадка: Грохочет без рук, горит без огня. (Гром и молния)
Пословица: Та гроза не страшна, которая прошла.
Стихотворение:
Начинается гроза, потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза, в небе – вспышки молний.
Ветер треплет цветники на зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки, распахнулись двери. А. Барто.
«На заметку воспитателям»
Большее число гроз бывает во вторую половину лета, причём после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета. На море грозы бывают чаще ночью. Гроза является самым ярким летним явлением природы, но иногда бывает и зимой. Гроза наступает обычно внезапно. При ясной и тихой погоде небосклон быстро заволакивается нагромождающимися друг на друга свинцовыми тучами. Температура воздуха повышается, воздух становится душным и влажным, начинается сильный, порывистый ветер, бывает ливень, сверкает молния и раздаётся гром. Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы:
- лучше находиться в помещении, но закрыть окна и двери и не допускать сквозняков, так как молния обычно проходит в землю по поверхности здания и может проникнуть в открытые окна в помещение;
- в деревне, в доме нельзя подходить близко к топящейся печке, так как горячий дым является горячим проводником электричества;
- если гроза застала в поле, лучше переждать в низине, в овраге можно лечь, металлические предметы из рук выбросить;
- нельзя бежать по полю, стоять под деревом;
- в лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями.
ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ.
Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения; дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
Вопросы: Какие растения вы знаете?
Какие из названных растений ядовиты?
Загадка: На зелёном шнурочке – белые звоночки. (ландыш)
Игра с воспитателями:
Мальчик Петя гулял по лесу и увидел красивые белые цветы: «Какие красивые и душистые цветочки у ландыша! Наверное, и ягоды вкусные?» - воскликнул Петя.
Прав ли мальчик Петя? (Не прав)
Почему? (У ландыша ягоды ядовитые, их есть нельзя)
Какие ещё ядовитые растения вы знаете? (Лютик, вороний глаз, белена, дурман)
Нужно их уничтожать? (Нет. Это пища для птиц и зверей. Растения очищают воздух, имеют лечебные свойства. Некоторые занесены в Красную книгу)
Как нужно обращаться с ядовитыми или незнакомыми вам растениями? (Не рвать).
Думаю, что мы ответили на вопрос Пети. Если он встретит ландыши в лесу, то не будет их трогать.
Стихотворение.
ЛЮТИК.
Звать его нам нечего, он и так придёт,
Расцветёт доверчиво прямо у ворот-
Солнцем налитой лютик золотой.
На заметку воспитателям.
Среди дикорастущих трав и кустарников встречаются ядовитые, по внешнему виду напоминающие культурные съедобные растения, некоторые привлекают детей ягодами или интересными семенами. Это – ландыш, болиголов, собачья петрушка, белена чёрная, пижма обыкновенная, волчье лыко.
Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу.
Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито;
Нельзя жевать первую попавшую травинку;
Приди с прогулки из леса, парка, обязательно вымой руки.
Съедобные и несъедобные грибы.
Цель: Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).
Игра: «Слепи грибок».
Предлагается пластилин. Даё тся задание: вылепите настоящий опёнок и ложный. Важно отметить их отличительные особенности.
Загадка: Очень похож он на белый гриб, но в отличие от него всегда ядовит, у него желтоватая ножка, если его ты разломишь, то сразу краснеет, потом посинеет, а белый грибок постоянно белеет. (Желчный гриб)
Стихотворение.
ГРИБНОЙ ПОСЁЛОК.
Как сказочные гномики, повырастали домики,
За день готов посёлок из домиков весёлых.
В посё лке крыши разные: боровики – под бурою,
Опёночек – под серою. А мухомор – под красною.
На заметку воспитателям.
Опёнок настоящий – шляпка желтовато-грязно-бурая, в молодом возрасте пластинки шляпки покрыты белой плёнкой, которая, отрываясь от краёв шляпки, повисает на ножке в виде кольца. Растёт со второй половины лета до половины октября. Пластинки шляпки не меняют цвета: белые или слабо-жёлтые. Ложный опёнок-ядовит, нет кольца на ножке, окраска пластинок шляпки жёлтая, позднее становится зеленоватой, потом фиолетово-чёрной или коричневой.
Советы детям.
Никогда не собирайте для употребления в пищу незнакомые грибы. Никогда не берите в рот сырых грибов.
Внимательно осмотрите место, где нашли грибы, там могут быть ещё грибы.
Старые грибы не срывайте: пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на следующий год.
Несъедобные грибы (мухоморы, и другие) оставьте для обитателей леса. Они ими лечатся.
Насекомые.
Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.
Вопросы:
Каких насекомых вы знаете?
Когда появляются насекомые?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от птиц?
Что случится, если не будет насекомых?
Игра. «Кто где живёт»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – картинки с изображением насекомых. По сигналу «В дома» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Загадка.
Я работаю в артели у корней лохматой ели
По буграм тащу бревно – больше плотника оно. (муравей)
Кто над нами вверх ногами? (муха на потолке)
Стихотворение
Муравьишко.
Муравьишко на лугу брёвна тащит на весу
Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу»
Отвечает муравей: «Тяжело, но сам снесу!».
Поговорка.
Одна пчела много мёда не наносит.
Народные приметы.
Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
Когда появляются комары – пора сеять рожь.
На заметку воспитателям.
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да растений, вместе взятых. Самый главный орган чувств у насекомых - усы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки длинный хоботок. Комар – кусак своим хоботком прокалывает кожу слона. У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок. Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Малышей привлекает всё живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в тоже время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
Правила поведения в природе при встрече с насекомыми.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить куда попало. Около их жала есть ещё ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.