Галина Харитоненко
Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей в ДОУ. Игры и задания по познавательному развитию дошкольников»
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательное развитие детей в ДОУ, Игры и задания по познавательному развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию : — вовлечение ребенка в различные виды деятельности; — использование дидактических игр; — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: — интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; —регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов. Для формирования и развития познавательного интереса следует : — развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; - развивать у детей чувство собственного достоинства
Игры и задания по познавательному развитию дошкольников
Для реализации задач по познавательному развитию дошкольников педагогу необходимо : — создать условия, которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности;
— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска; — разнообразить приемы подачи познавательной информации.
Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы
и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие
Рекомендуется использовать словесные творческие игры, эвристические приемы, элементы технологии ТРИЗ, загадки-шутки, логические задачи, игры-ситуации. Например:
Игра «Почему это произошло?» Задания : 1. Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло? 2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло? 3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло?
Игра «Разрешаем противоречие» : Примеры подобных ситуаций педагог находит как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях. 1. В группу принесли новую куклу (мячик, книгу, игру и пр.). Как быть? Как поступить, чтобы все были довольны? 2. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышь? 3. «Плачет киска в коридоре У неё большое горе, Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски». Как киске добыть сосиски?
Творческие вопросы и задания : — Отгадай слово, которое зашифровано картинками. (По первому звуку, по последнему звуку). — Реши кроссворд, ребус. — «Играем в рифму». — «Волшебные превращения» (жар — …ар, точка — …очка). Во что превратился жар? Во что превратилась точка? — Чем похожи кузнечик и лягушка? Лягушка и трава? Лягушка и петрушка? — Чем отличаются береза и сосна? Волк и воробей? — Определи лишние слова: слон, береза, медведь, лиса, тигр. После подобных заданий следует вопрос педагога : почему ты так думаешь? Докажи! Это побуждает детей к рассуждению, обоснованию своего мнения, формированию логического мышления.
Задания познавательного цикла : — Почему бежит ручей? — Какие животные бывают в полоску? — Смог бы слон жить в горах? Почему нет? — Куда плывут облака? — Где быстрее тает снег: в лесу или на полянке?
Задания по развитию речи и обучению грамоте: — Замени букву — получишь новые слова: Нина — Зина — Тина — Лина …, булка — балка — белка … — Чем отличается кит от кота? … — Переставь буквы в слове апельсин, чтобы получилось название породы собаки и т. д. — Отыщи спрятанное слово в словах. — Измени слово по ударению (мука – мука). — Подбери рифму к слову и сочини двустишье с этим словом и т. д
Задания по математике : — Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей …
— Обведи одним росчерком, не повторяя ни одной линии. (Предлагается какая-либо геометрическая фигура или много в одной).
— Какие числа спрятаны в рисунках? — Продолжи ряд по увеличению скорости или наоборот: пешеход, поезд …
Задания по рисованию : — Чем может это стать? (Предлагается любая линия, геометрическая фигура, просто пятно). — «Волшебные очки» — изобразить рисунок в одной форме, например в форме сердца. Дети рисуют «сердечные» дома, облака, цветы, солнце и др. — «Кто спрятался?» — воспитатель рисует части любого животного, предмета, предлагает подумать (кто (что) это) и дорисовать
— «Изобрази в рисунке образ». (Предлагается образ любого персонажа). — «Вырази в рисунке свое настроение, настроение мамы, папы …».
Задания по конструированию : — Что из этого можно сделать и каким образом? ( Предлагается бросовый материал: баночки, коробочки, пластиковые бутылки, проволока и др. или природный материал, в том числе овощи: картофелина, баклажан, перец и др.)
Вопросы по формированию здорового образа жизни: — Почему полезно причесываться? — Если ты не вымыл руки, какие неприятности тебя ожидают?
— Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой?
Игры-удивления, в которых нужно не только найти ответ, но и обосновать его: — Для каких животных характерны эти свойства: любопытный, как …; мудрый, как …; сильный, как …; хитрый, как …; верный, как? Назови общие признаки яблока и груши, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека. — Чем отличается осень от весны, стул от стола, вилка от ложки, подберезовик от сыроежки? — Что общего между словами: месяц и луна, гроздь и кисть, храбрость и смелость?
Чем похожи: трава и лягушка, лягушка и заяц, парашют и зонтик, перец и горчица, пылесос и швабра?
Все перечисленные игры, вопросы и задания помогают развивать познавательные способности и творческий потенциал детей дошкольного возраста