МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей в ДОУ. Игры и задания по познавательному развитию дошкольников»

Галина Харитоненко
Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей в ДОУ. Игры и задания по познавательному развитию дошкольников»

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Публикация «Консультация для педагогов „Познавательное развитие детей в ДОУ, Игры и задания по познавательному развитию дошкольников“» размещена в разделах

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию : — вовлечение ребенка в различные виды деятельности; — использование дидактических игр; — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: — интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства;

— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; —регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

— творческие — воображение, создание новых моделей, образов. Для формирования и развития познавательного интереса следует : — развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; - развивать у детей чувство собственного достоинства

Игры и задания по познавательному развитию дошкольников

Для реализации задач по познавательному развитию дошкольников педагогу необходимо : — создать условия, которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности;

— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска; — разнообразить приемы подачи познавательной информации.

Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы

и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие

Рекомендуется использовать словесные творческие игры, эвристические приемы, элементы технологии ТРИЗ, загадки-шутки, логические задачи, игры-ситуации. Например:

Игра «Почему это произошло?» Задания : 1. Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло? 2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло? 3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло?

Игра «Разрешаем противоречие» : Примеры подобных ситуаций педагог находит как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях. 1. В группу принесли новую куклу (мячик, книгу, игру и пр.). Как быть? Как поступить, чтобы все были довольны? 2. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышь? 3. «Плачет киска в коридоре У неё большое горе, Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски». Как киске добыть сосиски?

Творческие вопросы и задания : — Отгадай слово, которое зашифровано картинками. (По первому звуку, по последнему звуку). — Реши кроссворд, ребус. — «Играем в рифму». — «Волшебные превращения» (жар — …ар, точка — …очка). Во что превратился жар? Во что превратилась точка? — Чем похожи кузнечик и лягушка? Лягушка и трава? Лягушка и петрушка? — Чем отличаются береза и сосна? Волк и воробей? — Определи лишние слова: слон, береза, медведь, лиса, тигр. После подобных заданий следует вопрос педагога : почему ты так думаешь? Докажи! Это побуждает детей к рассуждению, обоснованию своего мнения, формированию логического мышления.

Задания познавательного цикла : — Почему бежит ручей? — Какие животные бывают в полоску? — Смог бы слон жить в горах? Почему нет? — Куда плывут облака? — Где быстрее тает снег: в лесу или на полянке?

Задания по развитию речи и обучению грамоте: — Замени букву — получишь новые слова: Нина — Зина — Тина — Лина …, булка — балка — белка … — Чем отличается кит от кота? … — Переставь буквы в слове апельсин, чтобы получилось название породы собаки и т. д. — Отыщи спрятанное слово в словах. — Измени слово по ударению (мука – мука). — Подбери рифму к слову и сочини двустишье с этим словом и т. д

Задания по математике : — Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей …

— Обведи одним росчерком, не повторяя ни одной линии. (Предлагается какая-либо геометрическая фигура или много в одной).

— Какие числа спрятаны в рисунках? — Продолжи ряд по увеличению скорости или наоборот: пешеход, поезд …

Задания по рисованию : — Чем может это стать? (Предлагается любая линия, геометрическая фигура, просто пятно). — «Волшебные очки» — изобразить рисунок в одной форме, например в форме сердца. Дети рисуют «сердечные» дома, облака, цветы, солнце и др. — «Кто спрятался?» — воспитатель рисует части любого животного, предмета, предлагает подумать (кто (что) это) и дорисовать

«Изобрази в рисунке образ». (Предлагается образ любого персонажа). — «Вырази в рисунке свое настроение, настроение мамы, папы …».

Задания по конструированию : — Что из этого можно сделать и каким образом? ( Предлагается бросовый материал: баночки, коробочки, пластиковые бутылки, проволока и др. или природный материал, в том числе овощи: картофелина, баклажан, перец и др.)

Вопросы по формированию здорового образа жизни: — Почему полезно причесываться? — Если ты не вымыл руки, какие неприятности тебя ожидают?

— Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой?

Игры-удивления, в которых нужно не только найти ответ, но и обосновать его: — Для каких животных характерны эти свойства: любопытный, как …; мудрый, как …; сильный, как …; хитрый, как …; верный, как? Назови общие признаки яблока и груши, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека. — Чем отличается осень от весны, стул от стола, вилка от ложки, подберезовик от сыроежки? — Что общего между словами: месяц и луна, гроздь и кисть, храбрость и смелость?

Чем похожи: трава и лягушка, лягушка и заяц, парашют и зонтик, перец и горчица, пылесос и швабра?

Все перечисленные игры, вопросы и задания помогают развивать познавательные способности и творческий потенциал детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Для успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к умственным нагрузкам, ребенку нужно не только помогать запоминать, но.

Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома»Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома» Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был всесторонне развитым. Для этого покупают всевозможные развивающие игрушки, которые могут увлечь.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

ОО «Познавательное развитие». Перспективный план по познавательному развитию в средней группе Сентябрь 1.09-8.09.2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей в ДОУ. Игры и задания по познавательному развитию дошкольников»
Опубликовано: 31 июля 2021 в 10:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей в ДОУ. Игры и задания по познавательному развитию дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Харитоненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД