Татьяна Горбунова
Консультация для педагогов «Познавательная активность дошкольников в ходе исследовательских проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательная активность дошкольников в ходе исследовательских проектов»
Подготовила: Горбунова Т. А.
«Познание начинается с удивления»
Аристотель
Полностью, согласна с этими словами, так как процесс познания окружающего мира происходит на основе потребности ребенка в новых впечатлениях. Чем ярче впечатления, чем больше интересной информации, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок, разнообразнее познавательные интересы, интенсивнее формируются такие качества как любознательность, самостоятельность и инициативность, необходимые ребенку в современных условиях.
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательная активность дошкольников в ходе исследовательских проектов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Что может активизировать процесс познания?
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все основательно и надолго, когда слышит, видит и творит все сам.
Назовите самую раннюю форму познавательной активности ребенка? (любознательность.)
В чем же она проявляется:
— непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
задачи развития и задачи исследовательской деятельности детей в работе над проектами.
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательной активности;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Какие виды проектов вы применяете на практике?
(игровые, творческие, познавательные, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
— «Игра-путешествие в подводное царство»;
— сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
— «Путешествие в древний мир»;
— «Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
— осенний (весенний, зимний) вернисаж;
— музыкальная сказка (по выбору);
— настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
— «Веселая ярмарка»;
— создание фильмотеки рисованных диафильмов;
— фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные;
— журнал «Почемучка»;
— «Путешествие в Царство Математики»;
— конкурс «Моя родословная»;
— «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
Активный любознательный ребенок отличается большим кругозором, широким кругом познавательных интересов.
Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.
Считаю, что только в интересной деятельности, ребенок сможет полно раскрыть свои познавательные интересы.
Какие методы и формы работы способствуют формированию познавательной активности у дошкольников? (опыты, эксперименты, наблюдения, коллекционирование и т. д.)
Наиболее интересным и занимательным методом работы в этом направлении, является проектная деятельность. Одним из видов проектов, стимулирующий любознательность и познавательный интерес, является исследовательский проект. Особенность исследовательских проектов в том, что детям предоставляется возможность изучить объект с разных сторон, определить его характеристики, установить простейшие связи между объектами, делать простейшие сравнения и обобщения.
А какое удовлетворение получает сам ребенок от того, что сделал для себя открытие!
Для того, чтобы это открытие состоялось, чтобы оно было ярким, незабываемым перед педагогом лежит важная ответственность за организацию исследовательского проекта, позволяющими решить ряд задач:
-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
-развивать творческие способности в процессе совместной деятельности,
-воспитывать навыки сотрудничества,
-развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,
-формировать умение применять данные методы способствующие решению поставленных задач с использованием разных вариантов задач,
-развивать желание пользоваться специальной терминологией,
-развивать умение вести конструктивный диалог,
-формировать навыки учебной деятельности,
Итак, мы с вами определили задачи, которые решаются в процессе исследовательских проектов.
Как вы считаете, каковы направленности исследовательских проектов :
опыты (экспериментирование)
путешествие по карте
коллекционирование
путешествие «по реке времени»
Именно через эти и другие исследовательские проекты формируют познавательную активность у дошкольников.
Это послужило поводом новых открытий для дошколят, в ходе которых дети приобретают умения, какие?
-видеть проблемы,
-задавать вопросы,
-выдвигать гипотезы,
-давать определения понятиям,
-классифицировать,
-наблюдать,
-структуировать полученный материал,
-делать выводы и умозаключения,
-доказывать и защищать свои идеи,
-умение анализировать результаты своей деятельности.
На практике, познавательную активность лучше развивать через:
метод «мозгового штурма»
эксперименты и опыты
моделирование
ТРИЗ технология
проблемные ситуации
исследовательский фартук
Правила сопровождения детского исследования
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
3. Не сдерживайте инициативы детей.
4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а)прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
б)формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в)анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Таким образом, Эффективное использование данной образовательной технологии приведет к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Литература:
1. Т. В. Хабарова. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт- Петербург : ДЕТСТВО- ПРЕСС. -2011
2. Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ. Игровое обучение детей 5-7 лет. М: Творческий центр. - 2008
3. А. И. Савенков. Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников. М. : Педуниверситет «Первое сентября».- 2007
4. Марусинец М. Изучение познавательной активности. // Дошкольное воспитание. – 1999. – №11. – с. 7-9.
5. 8. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера. 2010. 128. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
6. 8. Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагог в ДОУ. //Управление ДОУ. – 2007. - №1. – с. 64.
7. 10. Экологические проекты в детском саду/О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232с. : ил.