Онищенко Марина Владимировна
Консультация для педагогов «Почему ребенок упрямый?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему ребенок упрямый?»
Основные подходы к причинам появления у ребенка упрямства, в том числе с позиции детско – родительских отношений, у детей 5-6 лет, посещающих детские сады.
Публикация «Консультация для педагогов „Почему ребенок упрямый?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Не секрет: и родители, и педагоги сталкивались и сталкиваются с проявлением детского упрямства. Ребенок настаивает на своем часто вопреки разумным доводам не потому, что он чего- то действительно хочет, а потому, что он это уже потребовал. Реакция взрослых на эти необоснованные требования проявляется по-разному. Одни пытаются подавить вспышки упрямства; другие игнорируют их, надеясь, что с возрастом это пройдет; третьи считают, что упрямство выражение силы воли, твердости характера. Очевидно, последние путают упрямство с упорством, когда ставится цель – достичь желаемого, несмотря на препятствия. Тем не менее, дети проявляют упорство в любом возрасте, и, это часто приводит к формированию устойчивых негативных черт характера.
Ошибочно было бы предположить, что упрямство – результат современного воспитания. Дети во все времена проявляли упрямство.
Долгое время общество и, разумеется, семья боролись с проявлением упрямства у детей, видя в них опасность, влияющую на формирование характера ребенка.
Характерной чертой упрямства, как возрастной характеристики поведения с близкими взрослыми, является относительная независимость поведения от содержания конкретной ситуации. Ребенок настаивает на своем, не потому что, ему действительно хочется чего-то (или не хочется, а потому, что уже высказал свое желание или нежелание. Он противопоставляет свое собственное занятие требованиям родителей и упрямится, хотя предмет противопоставления уже исчерпан.
Детское упрямство – результат особых педагогических приемов воспитателей. Обилие различных приказаний и запрещений подавляет личность ребенка. В одних случаях он становится забитым, теряет самостоятельность и стойкость характера. В одних случаях он становится забитым, теряет самостоятельность и стойкость характера. В других, наоборот, протестует, проявляет настойчивое упрямство и сопротивление взрослым.
Анализируя причины возникновения упрямства, приходит к заключению, что оно возникает при ущемлении свободы – самостоятельности и инициативы. В зависимости от соотношения требовательности и уважению ребенка со стороны взрослых. Есть несколько видов упрямства. Так, развитие протекает нормально, в том случае, если между требовательностью и уважением установлено равновесие. В случае, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство типа «обиженных». Когда же требовательность очень мала, констатируется упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют ни каких требований и не проявляют уважения. Тогда это ситуация упрямства «безнадзорности» Основные причины лежат внутри отношений взрослых и ребенка. Их проявления целиком зависит от взрослых, которому необходимо устанавливать правильные соотношения между требовательностью и уважением, особенно с детьми младшего дошкольного возраста.
В заключение делаем вывод: упрямство действительно является формой отношений ребенка со взрослыми.