Екатерина Якубчик
Консультация для педагогов по теме «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по теме
«Развитие творческих способностей
на занятиях изобразительной деятельности»
Составила воспитатель
ЯкубчикЕ. Н.
Публикация «Консультация для педагогов по теме „Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего возраста. Дети поют, читают стихи, танцуют. Они импровизируют подпевки, танцы, воплощают свои замыслы в рисунках, лепке, аппликации. А это и есть первые творческие проявления.
Дошкольное детство — это прежде всего накопление опыта восприятия произведений искусства, приобщение к первоначальным исполнительским навыкам. Только на этой основе и развертывается художественное творчество.
Для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целеноправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка.
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе используя различные материалы — ткань, бумага, природный материал. Техника с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики». Дошкольники могут конструировать поделки из природного и использованного, так называемого бросового материала, работать с тканью. Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками. Как писал Н. Д. Бартам, «вещь сделанная самим ребенком соединена с ним одним живым нервом».
Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно. В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик? К счастью такой мир существует! Это удивительный мир, в котором куклы ходят друг к другу в гости, зайцы и медведи посещают парикмахерскую и магазины, обращаются к ребенку за помощью, когда болеют.
Создание поделок доставляет детям огромное удовольствие, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не удался. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно относятся к игрушкам, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Работа с разными материалами позволяет педагогам развивать трудовые навыки и умения: пользоваться клеем и кисточкой, приемам соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в различных техниках. «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что отдельные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.
Наиболее распространенным материалом для работы с дошкольниками является бумага. Еще одним материалом, из которого дети вместе с педагогом создают разные поделки, являются шишки, желуди, ракушки и листья. Данные материалы лучше собрать с детьми, рассортировать их по видам и хранить в соответствии с их особенностями. Очень интересные образы можно выполнить, можно выполнить, из так называемого бросового, или использованного материала. Различный упаковочный материал поможет создать необычность, а с другой стороны, достоверность получившейся композиции. В настоящее время интересные образы можно создать из пластиковых яичек и бутылок.
Широкие использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Благодаря взаимосвязи видов деятельности можно установить последовательность заданий по рисованию, лепке, аппликации. Например, освоение круглых форм целесообразно предлагать детям сначала в аппликации (особенно в младшем школьном возрасте). Ребенок воспринимает готовую круглую форму (шарик, мяч, рукой обводит ее по контуру и видит четкие очертания. Процесс рисования этой формы для ребенка более сложен, Так как требует координации движения, умений проводить замкнутую линию на листе бумаги.
Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ. В рисовании сюжет раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении (дошкольник не может передать глубины пространства). В лепке дети изображают сюжет, объединяя фигурки общим содержанием. В аппликации они вырезают из листа бумаги силуэты и располагают их на плоскости. Например, русская народная сказка «Колобок» предлагается детям для рисовании и лепки. Повторность одной темы не снижает у ребят интереса к ней, так как в каждом виде деятельности выявляются новые способы изображения сказочных персонажей.
В течении определенного времени (одной - двух недель) можно объединить занятия, имеющие общие программные задачи и тематику (например, изображение птиц, игрушек, человека, животных и т. д.). В каждом конкретном случае дети все больше узнают, приобретают новые изобразительные умения, т. е. Происходит развитие образа. Так старшие дошкольники в процессе лепки знают, какое положение придать фигурке птицы, чтобы она клевала зерно, во время рисования изображают птицу, сидящую на ветке, выполняя аппликацию, создают из цветной бумаги силуэт летящей сказочной птицы.
Следует помнить о последовательности и логическом единстве занятий того или иного вида. Так, между занятиями рисования существует определенная зависимость (предметное рисование предшествует сюжетному, так же как и лепка отдельных предметов, фигур — сюжетной лепке).
Овладение детьми в дошкольный период различными художественно - творческими деятельностями, знаниями о разных видах искусств (как классического так и народного, а так же навыки и умения в области художественной деятельности, приобретенные ими в детском саду, являются фундаментом как успешного изучения в школе предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития.
Приемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста процесс двусторонний, предусматривающий взаимоузнавание педагогами детского сада и начальной школы возможностей детей того или другого возраста и на этой основе установления взаимосвязанных, постепенно усложняющихся задач, содержания форм и методов эстетического воспитания детей разными средствами.
Также развитие творческих способностей происходит через игровую деятельность. Огромное значение в развитии творческих способностей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.
Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.
Ребёнку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий, фактов, явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением виденного, а воплощает свои стремления, отношения, мечты и делает это с воодушевлением. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими или сюжетно - ролевыми.
Игры на развитие творческих способностей интересны детям в любом возрасте. Они развивают фантазию, воображение ребенка, учат его способности создавать красоту своими руками, что обязательно пригодится в будущем. Это важный компонент эстетического развития детей, которое нельзя оставлять без должного внимания. Что используют для развития творчества. Чаще всего, когда говорят о творческом развитии ребенка, то, прежде всего под этим понимают его художественные способности по выражению собственных мыслей. В играх на развитие творческих способностей у детей часто используются такие инструменты и материалы, как краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон, клей и ножницы. Но творческое воспитание – более обширное понятие, оно включает и развитие актерского таланта, и степень владения словесным искусством, и образное нестандартное мышление, и изобретательство. Важно развивать все это в ребенке в совокупности, так как это делает его личность богаче и ярче.
Для всестороннего развития личности ребёнка очень большую роль играют творческие игры. В этих играх ребенок воспроизводит в ролях все то, что он видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Творческая игра учит детей обдумывать, строить план действий. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в творческих играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности - процесс длительный и зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Задача педагога - своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.
Работа с родителями
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», воспитать творческую личность по силам только неравнодушным взрослым. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Такой системный подход побуждает и педагогов, и родителей к дальнейшему творческому сотрудничеству и способствует конструктивному решению возникающих проблем.
Вывод: Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.
Хвалите ребёнка, гордитесь им, не стесняйтесь говорить об его успехах вслух и, возможно, окрыленный вашей верой в него, малыш добьется признания своего таланта.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях детского сада и семьи.
Советы педагогам :
• Терпение, старайтесь ответить правильно на каждый детский вопрос;
• Помогайте и уважайте своего малыша;
• Приободряйте словом и делом новые начинания;
• Не судите строго результат творчества и не пытайтесь его переделать;
• Погрустите вместе, когда случается разочарование или творческий застой;
• Найдите малышу друга по творческим интересам;
• Если ребенок просит побыть сам и заняться творчеством — разрешите сделать это;
• Не перегружайте ребенка, пусть творчество пройдет в игре;
• Контролируйте рамки дозволенного поведения;
• Покажите личный пример;
• Поддерживайте решимость к творчеству;
• Стимулируйте малыша к задаванию различных вопросов;
• Предоставьте ребенку весь необходимый арсенал для творчества;
• Хвалите малыша заслуженно;
• Окружайте ребенка творческими вещами;
• Проводите обучение в игре.