Елена Жукова
Консультация для педагогов «Детская агрессивность»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия
Агрессия — поведение с целью причинить вред другим людям.
К тому времени, когда дети достаточно подрастают, чтобы играть друг с другом, они уже проявляют агрессию. Среди малышей и дошкольников агрессивное поведение — это обычно толчки, пинки, укусы или попытки отнять игрушки у другого ребенка.
Самая распространенная форма агрессии — хулиганство, когда агрессия не спровоцирована и ее единственная цель — задеть другого ребенка. Ребенок без всякой причины толкает другого малыша или обзывает его. Встречается также инструментальная агрессия — ребенок использует ее для достижения определенной цели (первым скатиться с горки, завладеть игрушкой). При реактивной агрессии поведение одного ребенка вызывает агрессию у другого. К реактивной агрессий можно отнести случаи, когда ребенок, проигравший в игре, ударяет выигравшего, или не выбранный на главную роль затевает драку с получившим ее.
Темочки:
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Давайте обсудим: кто из детей в Вашей группе наиболее агрессивен? Как проявляется агрессия? Как Вам удается «погасить» ее? Как Вы думаете, в чем причины агрессии?
Исследования показывают, что родители и близкие родственники играют ведущую роль в культивировании агрессивного поведения у детей. Многие родители и старшие братья и сестры, например, используют физические наказания и угрозы, чтобы остановить агрессивное поведение. Несмотря на то, что такой метод и приводит к мгновенному эффекту, само физическое наказание служит моделью, наглядно демонстрирующей: физическая сила «срабатывает» как средство управления другими детьми. Давайте обсудим, можем ли мы сказать, что причиной агрессии детей в Ваших группах является поведение родителей? Что рассказывают дети о своих семьях?
Одной из причин агрессии психологи считают просмотр телевизора. Конечно, трудно отследить, какие фильмы и передачи смотрят дети дома, но мы можем посоветовать родителям отбирать, дозировать и анализировать то, что смотрят их дети.
Психологи рекомендуют проводить тренинги на социальное поведение. Тренинг для детей проводят в игровой форме. Инсценировка сказок и песенок помогает детям научиться лучше общаться друг с другом. Какие сказки Вы можете предложить для инсценировки?
Например, в сказке «Колобок» ребенок должен сыграть две роли: колобка и лисы. Для детей 3—4 лет хорошо подходят сказки в стихах С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. Для детей 4—5 лет стоит выбирать короткие сказки и рассказы, например, отрывки из произведений Н. Носова, А. Линдгрен. Для детей 5—6 лет следует выбирать юмористические рассказы, стихи, песни, например, рассказы Д. Биссета, Д. Родари.
Тренинг может включать следующие упражнения:
1) «Поделись» — предложить ребенку поделиться апельсином (поделить на дольки, игрушкой, местом на качелях; понаблюдать, с кем охотнее всего он делится;
2) «Пожалей» — предложить детям пожалеть ребенка, если он ударился, скучает по маме, у него отобрали игрушку;
3) «Рассмеши» — выбрать «царевну Несмеяну», каждый из детей должен постараться рассмешить этого ребенка;
4) «Защити» — защити друга, если на него нападает сказочное чудовище, защити от дождя, снега.
Какие упражнения Вы можете предложить?
Агрессию хорошо снижают музыка Вивальди, Бетховена, звуки природы, голоса птиц. Сейчас в продаже имеется большой выбор кассет, которые Вы можете слушать в группе.
Занятия с глиной, песком, пластилином также снижают напряжение и агрессию.