Ирина Стоякина
Консультация для педагогов по созданию предметно пространственной развивающей среды в группах разного возраста в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №396», корпус 4 г. Пермь 2020г. Составила и провела: руководитель творческой группы
по созданию развивающей среды в ДО
Воспитатель: Стоякина Ирина Александровна
Правильно организованная ППРС в ДОУ с учетом ФГОС, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Консультация для педагогов по созданию предметно пространственной развивающей среды в группах разного возраста в ДО» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
1. Полифункциональности:
Предметно развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной.
2. Трансформируемости:
Данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. представляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличии от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
3. Вариативности:
Предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
4. Насыщенности:
Среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.
5. Доступности:
Среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
6. Безопасности:
Среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Также при создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Педагог должен очень четко знать возрастные и психологические особенности развития детей.
Младший дошкольный возраст:
Для детей этого возраста, необходимо большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Правильно организованая ППРС, позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
Взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
При создании ППРС в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самочувствия, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст:
Организация жизни и воспитание детей 5 – го года жизни, направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию со сверстниками.
ППРС группы организуется с учетом возможностей детей играть, заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения ребенка, где он может подумать, помечтать и мн. др.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театральная, игровая деятельность, экспериментирование.
Старший дошкольный возраст:
Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно – поисковой деятельности: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее.
В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы девочек и мальчиков, как в труде, так и в игре. Мальчикам предметы для работы с деревом, девочкам для рукоделия. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонты и т. д.
Мальчикам детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь в группе большое количество «поручных» материалов: веревки. Коробочки, проволочки. Колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Подготовительная к школе группа:
В подготовительной к школе группе необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением и математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно печатные игры с буквами и цифрами, ребусы, а так же материалами отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников старших братьев и сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, планетах, о жизни людей разных стран; детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная ППРС и образовательная среда становятся основой для организации увлекательной и содержательной жизни, разностороннего развития каждого ребенка. Предметная пространственная среда, является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Примерный перечень зон для организации ППРС:
• Для сюжетно ролевых и режиссерских игр;
• Для познавательной активности;
• Для самостоятельной деятельности;
• Для двигательной активности;
• Для опытно – исследовательской деятельности;
• Для настольно печатных и развивающих игр;
• Для отдыха;