Альфия Серебренникова
Консультация для педагогов по обучению ребёнка первого года жизни звукопроизношению (звукоподражанию)
▼ Скачать + Заказать документы
У детей в возрасте до 5-6 месяцев голосовая реакция проявляется в виде повторного произнесения гортанных звуков (гуление). Гуление имеет безусловно-рефлекторную природу. Гулению ребёнка учить не нужно, оно проявляется при нормальном слухе (хотя даже при сниженном слухе гуление возможно) и постоянном эмоционально-положительном общении взрослого с младенцем. Гуление подготавливает артикуляционный аппарат малыша к осознанному произнесению звуков – лепету. Хотя известны случаи, когда ребёнок не гулил, а в определённом возрасте на первом году жизни у него появился лепет.
Публикация «Консультация для педагогов по обучению ребёнка первого года жизни звукопроизношению (звукоподражанию)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Лепет в норме появляется у здорового ребёнка с нормальным артикуляционным аппаратом в возрасте 5,5-6 месяцев. Первый лепет нечленораздельный. Появляется он на фоне гуления и создания препятствий для воздушной струи языком, губами или даже засунутым в рот пальцем. Ребёнок себя слышит и впоследствии воспроизводит такие же движения ртом для получения этих же звуков. Этот факт можно использовать для стимуляции лепета у неговорящего младенца: вызывая у малыша рефлекторные гортанные звуки выполняем пассивные движения губами и челюстью малыша. Для получения звука можно выполнить некоторые дыхательные упражнения, например, разведение и приведение рук к груди с несильным нажатием на грудину. Для развития лепета необходимо ребёнка «провоцировать» на голосовую реакцию: игры-переклички и подвижные эмоциональные игры и даже просто постоянное вербальное общение с ребёнком.
Лепет постепенно приобретает оттенки национального языка, становится членораздельным. В 7 месяцев он однообразен (1-2 повторных слога, в 8 месяцам становится разнообразным, плюс появляется интонационная выразительность (повышает или понижает голос, визжит, кричит, говорит почти шёпотом). В 9 месяцев малыш начинает повторять за взрослым знакомые слоги (если с ним постоянно переговариваться). А в 10 месяцев – уже незнакомые слоги малыш воспроизводит вслед за вами, внимательно всматриваясь в ваш рот, буквально читая по губам. К 11 месяцам слоги начинают приобретать осмысленность, одним слогом малыш может называть несколько предметов. В 1 год у ребёнка в норме до 10 таких упрощённых слов. Без постоянного общения с взрослым в ходе совместных игр дети застревают на этапе 8 месяцев. Формирование звукоподражания и первых упрощённых слов происходит в ходе работы над пониманием речи и расширения знаний ребёнка об окружающем. Взрослый произносит названия предметов, которые ребёнок изучает всеми органами чувств не менее 100 раз и только после этого можно ожидать ответную реакцию звукоподражания.