ольга саматова
Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое песочная терапия?
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Цель песочной терапии : развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Общие условия организации песочной терапии
Публикация «Консультация для педагогов „Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Игрушки
Чем полезны игры с песком?
• Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
• Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
• Развивают мелкую моторику, глазомер.
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу).
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.
Артикуляционные упражнения Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. ( Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок»)
Автоматизация звуков. Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах, одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.
([Р] круги, спиральки на песке, [С] насыпать горочку из песка, [Ш] дорожка для змейки и др.)
Развитие фонематического восприятия ( Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города»)
Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: логопед рисует на песке любой предмет на заданный звук, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.
Игра «Нарисуй сказку». Логопед просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т. д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.
«Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Рисуем на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист – цветок - дерево).
«Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом.
«Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения, развитие мелкой ручной моторики. Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.
«Фигуры на песке». Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, изучение геометрического материала. Описание:ребенку предлагается начертить или построить на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т. д.) и назвать где и какая фигура находится.
«Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»). Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука. Описание: ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке буквы (все или определённую) или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.
«Буквы на песке». Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики. Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.
Занимаясь с детьми, нужно не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников, устраивать специальные логопедические практикумы и мастер классы. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома – развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.
В результате использования элементов песочной терапии происходит логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи и положительного эмоционального состояния детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.