Михальченко Анна
Консультация для педагогов: «Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель правового образования – обеспечить каждому ребёнку оптимальные условия для развития его индивидуальных способностей и самореализации, независимо от его физических и умственных особенностей. Это означает защиту прав ребёнка на всех этапах его развития.
Права и достоинство ребёнка защищены международным и российским законодательством. Правовая основа защиты прав ребёнка вытекает из Всеобщей декларации прав человека, в которой особое внимание уделяется потребностям детей в опеке и поддержке.
В начале XX века проблема прав ребёнка была тесно связана с такими явлениями, как детский труд, торговля детьми и проституция несовершеннолетних. Это привело к принятию Женевской декларации прав ребёнка Лигой Наций в 1924 году.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка, которая закрепила социальные и правовые принципы защиты и благополучия детей.
Однако, к концу 1970-х годов стало ясно, что декларативные принципы недостаточны. Требовалось юридическое закрепление мер и способов защиты прав детей. В результате была разработана Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.
Конвенция о правах ребёнка представляет собой всесторонний документ, учитывающий все аспекты жизни ребёнка в обществе. Она служит основой для обеспечения полноценного развития и защиты прав каждого ребёнка.
В июне 1989 года парусное судно «Посланец города Нанта» отправилось в плавание из Бретани по маршруту Дакар – Фор-де-Франс – Нью-Йорк. На борту находились молодые люди со всего мира, в возрасте от 12 до 16 лет. В ходе путешествия к ним присоединились подростки из Африки и Вест-Индии, что позволило делегации представить все континенты, преимущественно южные страны.
Основной целью экспедиции было символическое повторение маршрутов работорговли из Африки в Америку и совместное обсуждение ключевых положений проекта Конвенции о правах ребёнка. По завершении путешествия молодые участники передали Генеральному секретарю ООН Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с призывом к ратификации документа, разработка которого началась ещё в 1959 году.
С этого момента Конвенция о правах ребёнка, именуемая «мировой конституцией прав ребёнка», получила широкую известность в международном сообществе.
Вопрос о правах ребенка впервые был поставлен выдающимися педагогами, такими как Карл Николаевич Вентцель, активно выступавший против насилия над личностью ребенка, и Януш Корчак, польский писатель, публицист, врач и общественный деятель.
В 1917 году Вентцель в одной из первых в мире "Деклараций прав ребёнка" провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, включая право на воспитание и образование, развитие способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и т. д. Позднее эти идеи нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.
В книге "Право ребёнка на уважение" (1929 г.) Януш Корчак отстаивал право ребенка на индивидуальность и человеческое достоинство.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила принятие "Всемирной конституции прав ребёнка", а 26 января 1990 г. Конвенция о правах ребенка была подписана 61 страной. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию 13 июня 1990 года, и она вступила в силу для Российской Федерации 14 июля 1990 года. Через шесть лет ее приняли почти все государства мира, за исключением Сомали и США.
Документ содержит четыре основных требования, призванных обеспечить права детей:
выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества.
В основе Конвенции лежат два фундаментальных принципа:
1. Ребенок – самостоятельный субъект права, обладающий всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами человека.
2. Приоритет интересов детей перед потребностями семьи, общества и религии.
Значимость Конвенции заключается в том, что в ее статьях впервые были собраны воедино 38 прав ребенка, ранее разбросанных по множеству документов, относящихся к различным сферам права.
Конвенция о правах ребёнка представляет собой важный международный документ, устанавливающий комплексную систему защиты прав и интересов детей во всем мире.
Впервые в рамках этой Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребёнка, который каждые пять лет рассматривает доклады государств о мерах, принимаемых ими для реализации положений Конвенции.
Основная цель документа – обеспечить наилучшее осуществление интересов ребёнка во всех сферах его жизни. Конвенция охватывает весь спектр прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Она закрепляет право ребёнка на активное участие в собственном развитии, на выражение своего мнения и на то, чтобы его мнение учитывалось при принятии решений, касающихся его жизни.
Конвенция также содержит положения о защите детей от всех форм эксплуатации, включая вопросы, связанные с детьми меньшинств и коренных народов, злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы. Документ признает главенствующую роль семьи и родителей в воспитании и защите детей, а также обязанность государства оказывать им поддержку.
Важным принципом Конвенции является отсутствие дискриминации: дети пользуются своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения.
Таким образом, государства, присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным существенно улучшить положение детей.
Конвенция обязывает государства-участники принимать законодательные, административные, социальные и просветительские меры для защиты ребёнка от всех форм насилия, эксплуатации, пренебрежения или грубого обращения.
Особое внимание уделяется образовательным процессам. Конвенция подчеркивает необходимость развития личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей, воспитания уважения к правам человека, основным свободам, а также принципам Устава ООН.
В соответствии с Конвенцией, приоритет интересов детей является основным принципом их защиты. Особое внимание уделяется социально уязвимым группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам и др.
Конвенция гарантирует ребёнку право на жизнь и здоровое развитие, сохранение индивидуальности, свободу личности, защиту от насилия и эксплуатации, особую защиту в случае лишения семейного окружения, уровень жизни, необходимый для его развития, доступ к здравоохранению, социальному обеспечению и образованию.
Конвенция также предусматривает защиту детей от экономической эксплуатации, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения.
Принимая во внимание самостоятельность ребёнка как субъекта права, Конвенция обязывает государства содействовать его подготовке к взрослой жизни в обществе и воспитанию в духе мира, уважения достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
В отличие от Декларации прав ребёнка, которая лишь провозглашала базовые принципы, Конвенция устанавливает обязательные для всех стран-участниц минимальные нормы морали и права в сфере защиты прав детей. Данный документ стал первым международным актом, который всесторонне освещает права детей: не только экономические, социальные и культурные, но также гражданские и политические.
Важной особенностью Конвенции является то, что она впервые придала правам ребёнка силу международного права.