Приложение МААМ

Консультация для педагогов: «Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка» (2 фото)

Михальченко Анна
Консультация для педагогов: «Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов: «Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка»

Основная цель правового образования – обеспечить каждому ребёнку оптимальные условия для развития его индивидуальных способностей и самореализации, независимо от его физических и умственных особенностей. Это означает защиту прав ребёнка на всех этапах его развития.

Права и достоинство ребёнка защищены международным и российским законодательством. Правовая основа защиты прав ребёнка вытекает из Всеобщей декларации прав человека, в которой особое внимание уделяется потребностям детей в опеке и поддержке.

В начале XX века проблема прав ребёнка была тесно связана с такими явлениями, как детский труд, торговля детьми и проституция несовершеннолетних. Это привело к принятию Женевской декларации прав ребёнка Лигой Наций в 1924 году.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка, которая закрепила социальные и правовые принципы защиты и благополучия детей.

Однако, к концу 1970-х годов стало ясно, что декларативные принципы недостаточны. Требовалось юридическое закрепление мер и способов защиты прав детей. В результате была разработана Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.

Конвенция о правах ребёнка представляет собой всесторонний документ, учитывающий все аспекты жизни ребёнка в обществе. Она служит основой для обеспечения полноценного развития и защиты прав каждого ребёнка.

В июне 1989 года парусное судно «Посланец города Нанта» отправилось в плавание из Бретани по маршруту Дакар – Фор-де-Франс – Нью-Йорк. На борту находились молодые люди со всего мира, в возрасте от 12 до 16 лет. В ходе путешествия к ним присоединились подростки из Африки и Вест-Индии, что позволило делегации представить все континенты, преимущественно южные страны.

Основной целью экспедиции было символическое повторение маршрутов работорговли из Африки в Америку и совместное обсуждение ключевых положений проекта Конвенции о правах ребёнка. По завершении путешествия молодые участники передали Генеральному секретарю ООН Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с призывом к ратификации документа, разработка которого началась ещё в 1959 году.

С этого момента Конвенция о правах ребёнка, именуемая «мировой конституцией прав ребёнка», получила широкую известность в международном сообществе.

Вопрос о правах ребенка впервые был поставлен выдающимися педагогами, такими как Карл Николаевич Вентцель, активно выступавший против насилия над личностью ребенка, и Януш Корчак, польский писатель, публицист, врач и общественный деятель.

В 1917 году Вентцель в одной из первых в мире "Деклараций прав ребёнка" провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, включая право на воспитание и образование, развитие способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и т. д. Позднее эти идеи нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.

В книге "Право ребёнка на уважение" (1929 г.) Януш Корчак отстаивал право ребенка на индивидуальность и человеческое достоинство.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила принятие "Всемирной конституции прав ребёнка", а 26 января 1990 г. Конвенция о правах ребенка была подписана 61 страной. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию 13 июня 1990 года, и она вступила в силу для Российской Федерации 14 июля 1990 года. Через шесть лет ее приняли почти все государства мира, за исключением Сомали и США.

Документ содержит четыре основных требования, призванных обеспечить права детей:

выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества.

Фото «Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка»

В основе Конвенции лежат два фундаментальных принципа:

1. Ребенок – самостоятельный субъект права, обладающий всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами человека.

2. Приоритет интересов детей перед потребностями семьи, общества и религии.

Значимость Конвенции заключается в том, что в ее статьях впервые были собраны воедино 38 прав ребенка, ранее разбросанных по множеству документов, относящихся к различным сферам права.

Конвенция о правах ребёнка представляет собой важный международный документ, устанавливающий комплексную систему защиты прав и интересов детей во всем мире.

Впервые в рамках этой Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребёнка, который каждые пять лет рассматривает доклады государств о мерах, принимаемых ими для реализации положений Конвенции.

Основная цель документа – обеспечить наилучшее осуществление интересов ребёнка во всех сферах его жизни. Конвенция охватывает весь спектр прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Она закрепляет право ребёнка на активное участие в собственном развитии, на выражение своего мнения и на то, чтобы его мнение учитывалось при принятии решений, касающихся его жизни.

Конвенция также содержит положения о защите детей от всех форм эксплуатации, включая вопросы, связанные с детьми меньшинств и коренных народов, злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы. Документ признает главенствующую роль семьи и родителей в воспитании и защите детей, а также обязанность государства оказывать им поддержку.

Важным принципом Конвенции является отсутствие дискриминации: дети пользуются своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения.

Таким образом, государства, присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным существенно улучшить положение детей.

Конвенция обязывает государства-участники принимать законодательные, административные, социальные и просветительские меры для защиты ребёнка от всех форм насилия, эксплуатации, пренебрежения или грубого обращения.

Особое внимание уделяется образовательным процессам. Конвенция подчеркивает необходимость развития личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей, воспитания уважения к правам человека, основным свободам, а также принципам Устава ООН.

В соответствии с Конвенцией, приоритет интересов детей является основным принципом их защиты. Особое внимание уделяется социально уязвимым группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам и др.

Конвенция гарантирует ребёнку право на жизнь и здоровое развитие, сохранение индивидуальности, свободу личности, защиту от насилия и эксплуатации, особую защиту в случае лишения семейного окружения, уровень жизни, необходимый для его развития, доступ к здравоохранению, социальному обеспечению и образованию.

Конвенция также предусматривает защиту детей от экономической эксплуатации, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения.

Принимая во внимание самостоятельность ребёнка как субъекта права, Конвенция обязывает государства содействовать его подготовке к взрослой жизни в обществе и воспитанию в духе мира, уважения достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

В отличие от Декларации прав ребёнка, которая лишь провозглашала базовые принципы, Конвенция устанавливает обязательные для всех стран-участниц минимальные нормы морали и права в сфере защиты прав детей. Данный документ стал первым международным актом, который всесторонне освещает права детей: не только экономические, социальные и культурные, но также гражданские и политические.

Важной особенностью Конвенции является то, что она впервые придала правам ребёнка силу международного права.

Публикации по теме:

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Фотоотчет о проведении беседы со школьниками о правах ребенка «Конвенция о правах человека»Фотоотчет о проведении беседы со школьниками о правах ребенка «Конвенция о правах человека» Беседа на тему: «Конвенция о правах ребенка» Цели: • познакомить детей с основными положениями Конвенции; • соотнести права и обязанности.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов: «Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка»
Опубликовано: 12 января 2025 в 14:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов: «Ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Михальченко Анна (УИ 168961) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД