Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Оркестр в яме»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Оркестр в яме».
Представленные фото-видео из личного архива.
Еще с детства у большинства из нас, фраза: «Пойдем в театр!» равноценна: «Идем на праздник!». В этом заслуга наших родителей, педагогов и самого Театрального искусства перевоплощения, подтвердившего существование такого места на земле, где всегда интересно, увлекательно, красиво, музыкально, танцевально, смешно и грустно, где можно «посмотреть со стороны на себя и на окружающие тебя проблемы»…
Публикация «Консультация для педагогов „Оркестр в яме“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оркестр для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Мы пришли в театр за час до спектакля. Безусловно, мы здесь были и раньше. А, если и впервые, - нам всё интересно: здание театра, его архитектура, кто и как нас встречает, проверяя наши билеты, где мы приводим себя в порядок, как пройти в фойе и буфет.
За 20 минут до начала спектакля нас приглашают в зрительный зал. Стоящие с обеих сторон кресла или стулья,
сверкающие ложи многоэтажных ярусов,
расписной потолок и огромная люстра – всё это будет подробно рассмотрено позже.
Видео: https://www.youtube.com/embed/Ruo5fyRbc50Сцена Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко в Москве
Сцена - «сердце зрительного зала». Занавес закрыт и непонятно откуда, ну точно оттуда, слышны звуки скрипки, фагота, арфы, барабана.
Видео: https://www.youtube.com/embed/ABTzAtgpG9QМузыканты настраивают «себя и инструменты» к спектаклю.
Зритель: и мал и стар спешит, в первую очередь, сюда к находящейся перед сценой Оркестровой яме.
Древние цивилизации (Греция, Рим, отложившие свой отпечаток на все последующие, не обошли вниманием и Театр, возлагая на него огромную роль в «организации граждан своего общества»: в культуре, воспитании, идеологии, формировании нравов и морали, желая «внушить собравшимся зрителям высокие идеалы гражданской доблести». Посещать театр была «принудительная обязанность» каждого гражданина, низшие сословия посещали бесплатно.
Древнегреческий Амфитеатр в Сиракузах V – III век до н. э. – в родном городе Архимеда.
Почти в каждом древнегреческом городе был свой театр: вырубленные в скале или холме ярусы для зрительских мест, внизу «орхестра» - круглая сцена для актеров и хора. Трагедии на мифологические, и комедии на бытовые сюжеты писали Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан.
Античные театральные маски.
Трагедию представляли 2-3 актера, комедию - 10-17 актеров – только мужчины; «по ролям играли, проговаривая тексты нараспев», постоянно меняя большие глиняные или деревянные маски, в зависимости от смены эмоций.
Древнегреческая флейта (кость, раскопки) и часть грифа лютни.
Хор – 15-20 жителей города или рабов, в сопровождении лиры, кифары, флейты, двойной дудки, лютни, вступал в диалог с актерами, уточняя происходящие события сюжета, был таким же полноценным участником действия.
Маски Театра «Комедии дель арте»
В Средние века «Античный мир рухнул под напором новой христианской религии и экономических отношений. На 100 лет ушло в забвение античное искусство». Но менестрели, трубадуры, мимы, жонглеры, скоморохи, цирками - бродячие артисты - балаганщики несли радость собравшейся публике, за что сами были гонимы, как участники «греховного бесовского промысла». «Отдых от трудов и молитв» был просто необходим. Появляются карнавалы, зарождается культура маски: спрятавшись под маску, можно быть самим собой, - так в ХVI веке в Италии появляется народный площадный, уличный Театр Масок - «Комедия дель арте».
К тому времени появляется нотная грамота.
«Георг Фридрих Гендель дирижирует ораторией для хора и оркестра». Нотная грамота позволила играть на музыкальных инструментах в небольших ансамблях, используя инструментальную музыку в качестве аккомпанемента певцам и хору.
Шекспировский Театр «Глобус» (Англия ХVII в)
Следующая Эпоха - Возрождения повернула взор людей к красоте и гармонии Божественного и Реального мира. Театр из «домашнего» и театра – масок и ярмарок, постепенно становится профессиональным Искусством для многих, имеющих свое постоянное здание, труппу, оркестр, репертуар и всё то, что сейчас мы вкладывает в понятие «Театр».
Видео: https://www.youtube.com/embed/24QAA-_gUaoКамерный оркестр располагается на сцене. И. Штраус «Марш Радецкого.
Оркестр долго искал свое удобное место, относительно сценического действия. Сначала его расположили, закрыв занавесом, в глубине сцены и музыканты играли на слух, подстраиваясь под пение певцов на сцене. Звучание было тихое и «неточное». Потом оркестр расположился на сцене, мешая артистам, смене декораций и зрителям, загораживая собой всё происходящее на сцене. Поскольку в театре самые дорогие места были в ложе и бенуаре, в партере зрители смотрели спектакли стоя, и оркестр переместили в партер, ближе к сцене. Это место и музыкантов также назвали «Оркестр». Со временем оркестр «разрастался», увеличивая число инструментов. Оркестр занимал всё большее место, оттесняя зрителей и заглушая «своим звуком и видом» игру актеров… Оркестру оставалось только «уйти в подполье». Так возникла Оркестровая Яма.
Оркестровая яма Большого Театра в Москве, вмещает оркестр из 137 музыкантов. А в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского здесь располагается еще и детский хор Большого театра, чтобы исполнить вокализ в «Вальсе снежных хлопьев».
Оркестровая Яма - резонатор звука, находится ниже уровня зрительного зала, создавая нужную акустику. Обычно ее глубина 2,5 метра, что оптимально для качественного звучания. Оркестровая Яма отделена от зрителей деревянным барьером, который не поглощает звук. Оркестровая Яма, если необходимо, механически поднимается до уровня сцены или опускается еще ниже.
В середине оркестра, близко к барьеру находится подиум для дирижера и пюпитр для его нот. У каждой группы инструментов свое место, чтобы музыканты слышали друг друга, чтобы инструменты не заглушали друг друга, а дирижер, читая ноты, свободно ориентировался в партиях инструментов, написанных в партитуре. У каждого музыканта свой пюпитр, на котором стоят «ноты его партии» - то есть та часть произведения, которое исполняет только он в общем звучании оркестра.
Самая маленькая Оркестровая яма в Театре Мюзикла в Москве. Оркестр здесь под сценой.
А чтобы актеры видели указания дирижера, напротив сцены, не отвлекая зрителей находится экран, на котором каждый артист видит дирижера, в каком бы месте сцены он не находился в любой момент.
Видео: https://www.youtube.com/embed/b_-opQOEMo0Оркестр в цирке иногда называют «Эстрадой», он всегда располагается напротив выхода артистов на арену и находится на уровне одного из высоких ярусов цирка. Это удобно: каждый номер актера цирка связан с экстримом, и дирижеру в любой момент необходимо подчеркнуть мелодией, ритмом, паузой особенности каждого выступления.
Видео: https://www.youtube.com/embed/woyW8v6lPmUЗрительный зал со сцены Театра Оперетты в Москве. Вот так нас видят артисты, улавливая наше настроение, эмоции, и как говорят: «Подпитываются положительной энергией зала», что им очень помогает.
Видео: https://www.youtube.com/embed/RI_wre_n94MСпектакль окончен. Аплодисменты благодарных зрителей. Поклон артистов нам, зрителям. Аплодисменты артистов Оркестру: Музыкантам и Дирижеру. Аплодисменты Оркестра артистам. И мы, уходя всем говорим «Браво! Спасибо!»
Шутка от музыкантов оркестра: «Дети, упавшие в оркестровую яму, будут отданы в музыкальную школу!»
Упавших в оркестр детей, к счастью, не было! Детей, отданных в музыкальную школу – немало и сейчас!