Татьяна Бугрова
Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация экспериментальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.
В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, получают ответы на вопросы Почему? Зачем? Как? Что будет, если., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Существуют несколько разновидностей экспериментов :
• Случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
• Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
• Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.
Во время проведения эксперимента необходимо придерживаться четкой структуры:
* постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
* выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
* проверка гипотез;
* подведение итогов, вывод;
* фиксация результатов (если это необходимо);
* вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников можно использовать различные стимулы:
* внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
* тайна, сюрприз;
* мотив помощи;
* познавательный мотив (почему так);
* ситуация выбора.
Для поддержания интереса к экспериментированию можно использовать игровую деятельность. Давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени дидактической игрушки, например, Кота Ученого или Незнайки. Эти герои «участвуют» в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные объекты исследования. Кот Ученый это хозяин лаборатории, очень умный и дружелюбный, но не любит шума и баловства и всегда приносит детям интересные и трудные задания. Незнайку наоборот нужно всему учить, все ему объяснять и доказывать.
Так же мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Так, например, во время изучения темы «Свойства воздуха» Кот Ученый принес в лабораторию шкатулку. Дети удивились, что в ней ничего не было. А в конце занятия пришли к выводу, что шкатулка не пустая, а заполнена воздухом.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Литература:
А. И. Братухина. Детское экспериментирование как огромный развивающий потенциал развития ребенка / А. И. Братухина, О. В. Фалалеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 20-23. — URL : https://moluch.ru/archive/247/56800/ ( дата обращения: 14.12.2022).
А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.