Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Татьяна Бугрова
Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация экспериментальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, получают ответы на вопросы Почему? Зачем? Как? Что будет, если., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Существуют несколько разновидностей экспериментов :

• Случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

• Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.

Во время проведения эксперимента необходимо придерживаться четкой структуры:

* постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

* выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

* проверка гипотез;

* подведение итогов, вывод;

* фиксация результатов (если это необходимо);

* вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников можно использовать различные стимулы:

* внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

* тайна, сюрприз;

* мотив помощи;

* познавательный мотив (почему так);

* ситуация выбора.

Для поддержания интереса к экспериментированию можно использовать игровую деятельность. Давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени дидактической игрушки, например, Кота Ученого или Незнайки. Эти герои «участвуют» в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные объекты исследования. Кот Ученый это хозяин лаборатории, очень умный и дружелюбный, но не любит шума и баловства и всегда приносит детям интересные и трудные задания. Незнайку наоборот нужно всему учить, все ему объяснять и доказывать.

Так же мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Так, например, во время изучения темы «Свойства воздуха» Кот Ученый принес в лабораторию шкатулку. Дети удивились, что в ней ничего не было. А в конце занятия пришли к выводу, что шкатулка не пустая, а заполнена воздухом.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Литература:

А. И. Братухина. Детское экспериментирование как огромный развивающий потенциал развития ребенка / А. И. Братухина, О. В. Фалалеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 20-23. — URL : https://moluch.ru/archive/247/56800/ ( дата обращения: 14.12.2022).

А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.

А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ»Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ» Что касается детской литературы, художественного слова, то общение с ними для ребенка должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным.

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр»Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Фотоотчет о мастер-классе для педагогов по экспериментальной деятельности с презентациейФотоотчет о мастер-классе для педагогов по экспериментальной деятельности с презентацией В этом году я принимала участие в районном педагогическом конкурсе "Сердце отдаю детям", где на втором этапе нужно было продемонстрировать.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 11 августа 2023 в 14:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бугрова (УИ 70215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД