Надежда Евсеева
Консультация для педагогов «Организация взаимодействия взрослых и детей посредством реализации проектной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация взаимодействия взрослых и детей посредством реализации проектной деятельности в ДОУ.
ФГОС дошкольного образования утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Тесное сотрудничество детского сада и семьи играет положительную роль в формировании всесторонне развитой личности ребенка, в гармонизации детско-родительских отношений.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация взаимодействия взрослых и детей посредством реализации проектной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Образовательные организации призваны обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Следовательно, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Коллектив ДОУ стремится выстроить партнерские взаимоотношения с семьей, где каждый субъект образовательного процесса будет иметь равные права и обязанности.
В отечественной психологии определены следующие наиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений:
1. удовлетворение базовых потребностей ребё нка: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.
2. достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально-психологической природы.
3. сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.
Все эти качественные характеристики и условия детско - родительских отношений определяют содержание взаимодействия родителя и ребёнка. Базовой характеристикой эффективных отношений выступает эмоциональная поддержка. Основная задача детского сада - помочь семье добиться гармонии в детско-родительских отношениях, способствовать успешному развитию и реализации личности ребенка. Мы полагаем, что это можно сделать путем включения родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.
Направления в работе с родителями:
1. Информационно – аналитическое;
2. Оказание помощи семье в воспитании, культурно-просветительская работа;
3. Вовлечение семьи в образовательный процесс, создание условий для реализации личности ребенка.
Какие же формы наиболее эффективны для активного включения родителей в образовательный процесс?
Мастер-класс:- интересная форма, где родители получают знания и практические навыки («Пальчиковая гимнастика», «Игрушки для елки»).
Праздники и развлечения: активными участниками становятся все члены семьи: мама в роли «Солнышка» на осеннем развлечении, «мама – коза» на празднике 8 марта, мамы и папы – «скоморохи» на утреннике Нового Года, папа в роли Деда Мороза в младших группах, бабушки – «бабули - веселушки» на фестивале танца. Родители исполняют роли, проводят игры, конкурсы, разыгрывают с детьми сценки, исполняют семейные творческие номера, готовят костюмы, декорации вместе с воспитателем и детьми.
Фестивали, конкурсы различного уровня, выставки совместного творчества не обходятся без участия родителей.
Родительские собрания проводятся в различных формах: круглые столы, деловые игры, презентация результатов совместной деятельности педагогов, детей и родителей с участием детей. Например: собрание на тему «Увлечение моей семьи», где родители делились своим мастерством, рассказывали, как знакомят детей с нашим краем. Также на собраниях дети представляют результаты проектной деятельности : «Культура Карелии», «Зимующие и перелетные птицы»; театрализованной: сказки «Овод и козы», «Репка на новый лад».
Одной из наиболее эффективных форм для активного включения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Согласно ФГОС дошкольная организация создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в будущем позволит ему более успешно адаптироваться в ситуации школьного обучения.
Родители, благодаря участию в проектной деятельности, становятся активными партнерами в образовательном процессе. В сознании родительской общественности формируется более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, повышается доверие к педагогам и сотрудникам детского сада.
Для педагогов проектная деятельность в первую очередь дает возможность повысить качество и эффективность образовательного процесса. Педагог и родители становятся равноправными партнерами, совместные усилия которых направлены на помощь детям в развитии.
Работа по проектной деятельности строится по формуле «проект = дети + родители + педагоги». На первом этапе определяется цель проекта и его конечный продукт. Далее выстраивается план действий по достижению цели. Затем следует практическая часть, непосредственное выполнение проекта. На заключительном этапе происходит презентация готового продукта.
Мы представляем разработанную и успешно применяемую в нашем ДОУ модель организации проектной деятельности во взаимодействии с семьей.
Более подробно рассмотреть организацию проектной деятельности возможно на примере одного из проектов нашего ДОУ «Мой край – Карелия».
Цель проекта : создание единой образовательной среды в детском саду и дома, получение итогового продукта – альбомов по выбранным темам. Основные задачи:
вовлекать семьи в единое образовательное пространство;
формировать партнерские, доверительные отношения с родителями воспитанников;
расширять представления детей о малой родине – Карелии;
развивать уверенность, умение презентовать себя и свою работу.
В рамках темы «Мой край – Карелия» каждая группа, соответственно своему возрасту и интересам, выбирала направление. Например, «История Петрозаводска», «Профессии жителей Карелии», «Деревья Карелии», «Грибы Карелии» и другие. В группах каждая семья выбирала свою более узкую тему в рамках общей. На этапе реализации проекта дети представляли свои работы друг другу, посещали параллельные возрастные группы, выступали на родительских собраниях, на открытых мероприятиях муниципального и республиканского уровня. В результате, более 60 % родителей приняли активное участие в проекте, созданы тематические альбомы в каждой группе.
В результате работы, направленной на вовлечение семей в образовательный процесс, наблюдается постепенное изменение позиции родителей, активное включение в мероприятия ДОУ, успешное развитие воспитанников, реализация творческого потенциала детей, родителей, педагогов.
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. : Мозайка-Синтез 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155.