Юлия Подгорбунских
Консультация для педагогов «Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Вхождение ребёнка в социальный мир возможно при условии освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, с максимальным количеством профессий, чтобы обеспечить в дальнейшем ему самостоятельный выбор.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Профориентация – это ознакомление с какой-либо профессией с целью профессионального самоопределения. Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека.
Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией – как один из компонентов профессионального становления подрастающего поколения, является важнейшей составляющей процесса их социализации. Н. С. Пряжников, доктор педагогических наук, профессиональный консультант первого центра профессиональной ориентации молодежи г. Москва говорит о том, что ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).
Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и играет огромную роль в формировании интересов. Профориентация дошкольников проходит через знакомство с миром профессий, трудовое воспитание, так как основной целью трудового обучения является формирование у детей любви к труду и понимание его значения в жизни человека.
Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для педагогов : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.). В старших группах игры усложняются. В играх представлена работа различных учреждений (банк, почта, кафе, магазин, аптека, полицейский участок, пожарная станция, аэропорт и т. д.). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, спортсмена, летчика). Дошкольники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.
Важную роль в развитии ранней профориентации дошкольников играет совместная работа педагога с воспитанниками. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Можно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- трудовая деятельность и различные виды игр;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- наблюдения и экскурсии;
- экспериментальная деятельность;
- встречи с людьми разных профессий;
- тренинги, дискуссии;
- театрализованная деятельность;
- развлечения;
- чтение художественной литературы и беседы;
- ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях;
- изобразительная деятельность;
- обдумывание и проигрывания заданных ситуаций;
- разгадывание кроссвордов и загадок.
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- изготовление технологических карт;
- аукцион экономических идей;
- заседание клуба «Маленький бизнесмен (предприниматель)».
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды, необходимо:
- подобрать библиотеку книг о профессиях, пополнить картотеку пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотеку сюжетно – ролевых игр;
- сделать подборку дидактических, настольно — печатных игр, игр с предметами, словесных игр, демонстрационных материалов;
- сделать подборку мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
- оформить альбомы «Профессии наших родителей», «Профессия-пожарный», «Профессия — врач» и другие;
- систематически пополнять центр ряжения костюмами для сюжетно – ролевых игр;
- оснастить коробку с предметами – заместителями.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых осуществляется в процессе непрерывной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
В работе по проблеме ранней профориентации дошкольников идти необходимо от семьи и совместно с семьей. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. В первую очередь, такая работа должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.
Формирование познавательного развития считается структурной единицей программы образования ДОУ. Оно ориентировано на достижение целей формирования у ребенка интересов в познании, умственного развития посредством решения вопросов: формирование познавательной и продуктивной деятельности, развитие целостной картины мира, увеличение знаний ребенка. Чем старше становится ребенок, тем больше становится его интерес к профессиям.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников обладает большой значимостью в наше время в формировании личности ребенка, в развитии его социализации, в ходе ее приобретаются знания о профессиях и о труде взрослых самостоятельно или под руководством родителя или педагога.