МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников»

Юлия Подгорбунских
Консультация для педагогов «Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Вхождение ребёнка в социальный мир возможно при условии освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, с максимальным количеством профессий, чтобы обеспечить в дальнейшем ему самостоятельный выбор.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах

Профориентация – это ознакомление с какой-либо профессией с целью профессионального самоопределения. Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека.

Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией – как один из компонентов профессионального становления подрастающего поколения, является важнейшей составляющей процесса их социализации. Н. С. Пряжников, доктор педагогических наук, профессиональный консультант первого центра профессиональной ориентации молодежи г. Москва говорит о том, что ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).

Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и играет огромную роль в формировании интересов. Профориентация дошкольников проходит через знакомство с миром профессий, трудовое воспитание, так как основной целью трудового обучения является формирование у детей любви к труду и понимание его значения в жизни человека.

Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для педагогов : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.). В старших группах игры усложняются. В играх представлена работа различных учреждений (банк, почта, кафе, магазин, аптека, полицейский участок, пожарная станция, аэропорт и т. д.). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, спортсмена, летчика). Дошкольники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.

Важную роль в развитии ранней профориентации дошкольников играет совместная работа педагога с воспитанниками. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Можно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми.

Традиционные формы:

- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- трудовая деятельность и различные виды игр;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- наблюдения и экскурсии;

- экспериментальная деятельность;

- встречи с людьми разных профессий;

- тренинги, дискуссии;

- театрализованная деятельность;

- развлечения;

- чтение художественной литературы и беседы;

- ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях;

- изобразительная деятельность;

- обдумывание и проигрывания заданных ситуаций;

- разгадывание кроссвордов и загадок.

Нетрадиционные формы:

- творческое моделирование и проектирование;

- разработка и составление алгоритмов;

- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

- изготовление технологических карт;

- аукцион экономических идей;

- заседание клуба «Маленький бизнесмен (предприниматель)».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды, необходимо:

- подобрать библиотеку книг о профессиях, пополнить картотеку пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотеку сюжетно – ролевых игр;

- сделать подборку дидактических, настольно — печатных игр, игр с предметами, словесных игр, демонстрационных материалов;

- сделать подборку мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;

- оформить альбомы «Профессии наших родителей», «Профессия-пожарный», «Профессия — врач» и другие;

- систематически пополнять центр ряжения костюмами для сюжетно – ролевых игр;

- оснастить коробку с предметами – заместителями.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых осуществляется в процессе непрерывной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

В работе по проблеме ранней профориентации дошкольников идти необходимо от семьи и совместно с семьей. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. В первую очередь, такая работа должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.

Формирование познавательного развития считается структурной единицей программы образования ДОУ. Оно ориентировано на достижение целей формирования у ребенка интересов в познании, умственного развития посредством решения вопросов: формирование познавательной и продуктивной деятельности, развитие целостной картины мира, увеличение знаний ребенка. Чем старше становится ребенок, тем больше становится его интерес к профессиям.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников обладает большой значимостью в наше время в формировании личности ребенка, в развитии его социализации, в ходе ее приобретаются знания о профессиях и о труде взрослых самостоятельно или под руководством родителя или педагога.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Уголок ПДД в детском саду — учим дошкольников ориентироваться на дороге»Консультация для педагогов «Уголок ПДД в детском саду — учим дошкольников ориентироваться на дороге» Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и домаОрганизация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома - Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников»
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 12:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Подгорбунских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД