Людмила Кустова
Консультация для педагогов «Организация прогулки в холодный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация.
Тема: «Организация прогулки в холодный период».
Цель: Систематизировать знания педагогов по организации продуктивной деятельности детей на прогулке в зимний период для формирования здорового образа жизни дошкольников.
Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Так же она способствует повышению устойчивости, выносливости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация прогулки в холодный период“» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Дети на прогулке много двигаются, а движение усиливает обмен веществ, кровообращение и улучшает аппетит. У дошкольников вырабатываются двигательные умения и навыки, повышается жизненный тонус и укрепляется мышечная система. Прогулка в любое время года является обязательным элементом режима дня. Соответственно основной задачей педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении разнообразной, активной и интересной для детей деятельности.
В холодный период прогулка проводится 2 раза в день, при соответствующем санитарным нормам температурном режиме и силе ветра. При несоответствующих погодных условиях прогулка может быть сокращена, либо отменена вообще.
В полной мере во время прогулки должны реализовываться воспитательно- образовательные задачи:
• Физическое развитие.
• Оздоровление детей.
• Расширение кругозора.
• Воспитание культуры поведения и эстетических чувств. Расширение самостоятельности.
Все перечисленные задачи будут успешно реализованы только, при тщательном и правильном перспективном планировании этого режимного момента. Воспитатель при планировании прогулки должен учитывать все факторы:
• Возраст детей.
• Климатические условия.
• Предыдущие занятие в группе.
• Наличие выносного материала и оборудование на участке.
Структура прогулки выглядит следующим образом:
• Наблюдение.
• Двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения.
• Индивидуальная работа по различным направлениям развития детей.
• Трудовые поручения.
• Самостоятельная деятельность детей (игровая, двигательная).
Последовательность их проведения варьируется в зависимости от предшествующей деятельности детей (например, после занятий по математике и развитие речи целесообразно в начале прогулки провести подвижные игры, а после физкультуры – наблюдение, от индивидуально- возрастных особенностей детей, от времени года (в зимний период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей)
• Наблюдения – это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, также с подгруппой и отдельными детьми.
• Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Они активируют движение детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно слушать взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с требованием других.
• В целях насыщения прогулки интересными делами педагог проводит индивидуальную работу с детьми: для одних воспитатель организует метание в цель, для других - прыжки, для третьих – упражнение в равновесии … и т. д. Также осуществляется работа по развитию речи ребенка- отработка звукопроизношения, заучивание стихов, песен.
• Во время зимней прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Зимой дети могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. И конечно же, необходимо стремиться сделать труд радостным, помогающим дошкольникам овладеть полезными навыками и умениями.
• Значительная часть времени на прогулке отводится самостоятельной деятельности детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на санках, на горке, скольжение на ледяной дорожке); конструктивные игры со снегом. Участвуя в играх самостоятельно, малыши объединяются в небольшие группы, свободно прыгают, бегают, догоняют друг друга.
Так же существует несколько разновидностей прогулок:
• Типовая – максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
• Комбинированная- целевая прогулка и свободная деятельность.
• Прогулка- экскурсия- поход.
• Спортивные эстафеты.
Прогулка способствует развитию у детей:
-элементарных естественно- научных представлений о свойствах окружающего мира;
-формированию экологической культуры;
-эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
Она должна дать малышу разрядку, создать у него жизнерадостное настроение и снять напряжение после занятий. Пребывание детей на свежем воздухе способствует – укреплению здоровья, закаливанию организма, развитию двигательной и познавательной деятельности.
При организации прогулок в зимний период возрастает травмо – опасность. Поэтому необходимо перед прогулкой осматривать участки. Спортивная площадка, ступеньки, крыльцо должны быть очищены от снега, льда. Воспитателю следует строго следить за тем, чтобы дети не касались открытыми частями тела металлических конструкций (все металлические конструкции должны быть закрыты (облеплены) снегом, не брали в рот грязный и холодный снег, сосульки. Этому должны способствовать предварительные или ситуативные беседы. Необходимо детям разъяснять опасность простудных, вирусных заболеваний и заражение желудочно- кишечными болезнями.
Педагогу следует напомнить детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение детского сада, возвращаясь. Чтобы избежать всех вышеперечисленных ситуаций с наступлением холодного периода года, необходимо:
• Одевать детей в соответствии с температурными условиями;
• во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;
• при проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, время прогулок, смену видов деятельности;
• во время прогулки с детьми проводить игры и физические упражнения- подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением в группу.
• Правильно организовывать деятельность детей на прогулке, создать необходимые условия для физических упражнений, веселых игр и развлечений.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулок в холодный период, будут интересными, радостными, познавательными и достигнут цели при условии, если педагог сумеет заинтересовать и обогатить знания детей.
Используемые источники:
1. Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. «Трудовое воспитание в детском саду».
2. К. Ю. Белая. «Формирование основ безопасности у дошкольников». Москва 2005г. Мозаика-Синтез.
3. Э. Я. Степаненкова. «Физическое воспитание в детском саду». Москва2005г. Мозаика-Синтез.
4. Иващенко О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности на прогулке. // Дошкольное воспитание. -№11.-2007. с. 56-59.
5. Рунова М. Зимняя прогулка. //Дошкольное воспитание. -№12.-2003г. с. 35-42.
6. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке. // Дошкольное воспитание. -№1.-2001.-с. 34-42.