Елена Морозова
Консультация для педагогов «Организация методической работы по развитию детского экспериментирования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Что я слышу – забываю.
Что я вижу - помню.
Что я делаю – помню.
Конфуций
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выявлена и изучена в целом ряде исследований. Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастет, затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация методической работы по развитию детского экспериментирования в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Поисково-познавательная деятельность – это активность ребенка, направленная:
- на постижение устройства вещей;
- на нахождение связей между явлениями окружающего мира;
- на их упорядочение и систематизацию.
Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.
Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно-исследовательской деятельности некоторые исследователи называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Экспериментирование – эффективный способ обучения детей.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. (фото ранний возраст)
По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное.
Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.
Исследовательская деятельность дошкольника.
В нашем детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Основные методы работы с детьми в данных уголках:
- экспериментальная деятельность
- решение проблемных ситуаций
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью в группах созданы лаборатории, оборудованные всем необходимым:
1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)
2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)
5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)
10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.
11. карточки – схемы экспериментов
Для систематизации экспериментальной деятельности в каждой возрастной группе представлена картотека опытов из различных природных и других материалов для детей начиная с 1 мл. группы.
Педагоги детского сада используют три уровня реализации исследовательской деятельности:
1. педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне дается самостоятельный поиск)
3. постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Для организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду используется следующая методика, которая реализуется с помощью разработанных папок для исследований:
1. темы исследования, карточки с изображением различных животных, растений, природного материала.
2. методы исследования, которая представляет собой набор карточек с символическим изображением «методов исследования».
(Выбор темы исследования осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Затем воспитатель ставит задачу – получить как можно больше новых сведений об этом предмете или явлении с помощью способов добычи информации «методов исследования». В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы : «прочитать в книге», «понаблюдать» и т. д.)
Каждый эксперимент педагоги разрабатывают по следующему алгоритму:
1. Возникновение проблемы (постановка проблемы)
2. Выдвижение гипотез (предположений)
Для научения детей выдвигать гипотезы воспитатели используют следующую технологию:
1. научить задавать вопросы;
2. предложить объяснить явления не только реальными, но и фантастическими причинами; (почему поет птица? - 5 реальных и 5 фантастических ответов)
3. игра «Хорошо - плохо»
4. Гипотеза выдвигается начиная со слов: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что –если».
3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений)
4. Выводы (установление связей)
В нашем детском саду обучение экспериментированию организовано поэтапно :
1. дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога;
2. дети воспроизводят опыты самостоятельно, под наблюдением педагога.
Педагоги детского сада организуют исследовательскую деятельность и предметно-развивающую среду так, чтобы эксперимент отвечал следующим условиям:
- максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;
- безотказность действия приборов и правил обращения с ними;
- показ только существенных сторон или явлений процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном эксперименте.
Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы стремимся к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.