Балашова Наталья
Консультация для педагогов «Организация групповой и парной работы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация групповой и парной работы дошкольников.
(слайд1) Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. А это возможно при особой организации детей в образовательном процессе, а именно при использовании парной и подгрупповой работы.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
(слайд2) Умение взаимодействовать в паре - одно из важнейших. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи. Непосредственно речевым развитием обеспечивается коммуникативное общение (просто передача информации). Естественное общение основано на понимании, чувственном ощущении человека. Но нас больше интересует форма, которая даёт возможность совместной деятельности людей.
(слайд3)Системообразующим фактором в работе в парах является умение договариваться о предмете и способе деятельности, другими словами «Что делать?» и «Как делать?». Это умение формируется в течение всего дошкольного детства в несколько этапов. Работу в парах начинаем практиковать со средней группы, естественно при непосредственном руководстве взрослого.
(слайд4)Рассмотрим основные шаги алгоритма организации взаимодействия в модели «Действующий (Д.)– проверяющий (П)», она реализуется с детьми всех возрастов.
1. Дети разбиваются на пары либо по желанию, что часто целесообразно с педагогической точки зрения, либо разбивает на пары педагог, но не прямым указанием, а в косвенной форме (на 1,2 рассчитайся, соединить фигуру, найти пару, например, детёнышу и т. д.).
2. Затем между детьми распределяются пары, например, по жребию.
3. Как говорилось ранее, педагог озвучивает задание «Действующему» в присутствии «Проверяющего».
4. «Д» выполняет задание, «П» наблюдает, затем проверяет, указывает на ошибки, «Д» их исправляет, «П» сообщает о выполнении задания.
5. Меняются ролями, выполняют аналогичное задание по алгоритму (сейчас или в другой раз).
Алгоритм целесообразно проговорить вместе с детьми, засхематизировать и размещать в поле зрения в качестве напоминалки каждый раз, когда даются задания для выполнения в паре.
(слайд5)В старшей группе мы стремимся к договору о выборе предмета и способа деятельности, хотя и под руководством взрослого.
(слайд6)Для успешной организации работы в паре с детьми старшей группы необходимо выполнять следующие условия.
1. Замотивировать на совместную деятельность можно, если сказать, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.
2. В старшей группе дети уже хотят действовать по собственному желанию. Если задуматься, то эта технология даёт уникальную возможность с одной стороны, проявлять творчество и инициативу, с другой – выполнять общие правила и договариваться для получения хорошего результата.
3. Договор о том, что делать и как делать достигается прямым указанием взрослого. Например, для изготовления одинаковых птичек для кормушки в паре (2 воробья, 2 синички, 2 снегиря, воспитатель сразу говорит о том, чтобы птички оказались одинаковые, надо вспомнить и договориться: какими будут крылышки, хвостики, воспитатель предлагает общую мерку, чтобы они поместились в кормушку.
4. По завершении совместной деятельности, когда на кормушке оказалось шесть птичек, которые прилетели парами, воспитатель просит детей их сосчитать и выражает удивление: «Как это так быстро детям удалось вылепить пары одинаковых птиц, да так похожих друг на друга». А дети в рамках рефлексии отвечают, что они разделились на пары, договорились о том что и как делать.
(слайд7)На третьем этапе внимание уделяется осознанности и самостоятельности. В развивающей работе с детьми 6-7 лет можно выделить два направления.
(слайд8) Первое условно можно назвать как договор пары по побуждению взрослого. Выглядит это так: Перед группой детей ставится общая цель, например, сделать макет «Зима в лесу», причём это задание надо сделать быстро и красиво. Для этого воспитанники разбиваются на пары, каждая пара делает свои элементы, которые затем составляют общую картину (макет, композицию). Они выбирают группу предметов (н-р, зайчиков, белочек, ёлочки) и приступают к работе. В зависимости от уровня сформированности социально-коммуникативных навыков педагог либо говорит каждой паре, что им надо договориться о томчто и как надо сделать, либо задаёт вопрос, о чём им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу. При этом воспитатель твёрдо выдерживает линию КТО, ЧТО и КАК будет делать.
Второе направление условно посвящено самостоятельному осознанному договору пары. Методическая уловка состоит в том, что воспитатель только обозначает задачу и наблюдает за тем, как пошло обсуждение. Если видит непонимание в паре, то вмешивается: «Мы обсудили – Что вам надо сделать, но не обсудили – Как. Об этом вам надо догадаться самим».
(слайд9) На каждом этапе взаимодействия педагог помогает детям с помощью вопросов, к ним есть ряд требований: все они имеют косвенную форму, главное слово «договорились».
(сдайд10) Рефлексия каждого занятия построенного по этой технологии должна включать вопросы, направленные на понимание того, что результат достигнут благодаря тому, что они договорились и слаженно работали.
Значение развития в дошкольном возрасте взаимодействия детей в паре велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей. Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
Дети бывают разные: кто-то проявляет лидерские качества, другие более замкнуты. У детей не сформированы коммуникативные умения, дети не умеют войти в игру, обратиться к сверстнику, взрослому. Проявляют неуверенность, робость, что мешает проявить свою активность. Не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Проявляют нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Именно подгрупповая форма работы объединяет детей, и помогает урегулировать и снять конфликтные ситуации.
(слайд 11)При организации подгруппового взаимодействия детей важно соблюдать следующие условия:
1. Учитывать интересы и возможности детей
2. Учитывать особенности состава подгруппы (разновозрастные, по половой принадлежности, по интересам)
3. Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.
4. Распределять роли между участниками подгруппы
5. Организовывать коммуникацию в подгруппе и между подгруппами
6. Анализировать способ деятельности. Итогом подгрупповой работы должна быть рефлексия деятельности.
(12 слайд) Безусловно, подгрупповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов. Плюсы:
1. Повышается познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в группе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Минусы. Подгрупповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время на каких-то занятиях. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.
1. Организация подгрупповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.
2. При непродуманном комплектовании подгрупп некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.
3. Разделение на подгруппы может проходить непросто, даже драматично.
4. В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого.
Объединение на подгруппы – это важный момент в организации работы. Способов объединения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в подгруппе, и на какой результат эта подгруппа выйдет.
Варианты комплектования подгрупп :
(слайд13)
1. По желанию. Объединение в подгруппы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование подгруппы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
• Разделитесь на группы по. человек.
• Разделитесь на. равные группы.
2. Случайным образом. Подгруппа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой подгруппе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Этот метод формирования подгрупп полезен в тех случаях, когда перед педагогом стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в подгруппах, в которых между детьми сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» подгруппы : жребий ; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине группы); с помощью импровизированных «фантов» (один из детей с закрытыми глазами называет номер подгруппы, куда отправится ребенок, на которого указывает в данный момент педагог) и т. п.
3. По определенному признаку. Такой признак задается либо педагогом, либо любым ребенком. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная, по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые, по цвету носочков и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся детей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в подгруппе и некоторого отдаления от других.
4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться педагогом (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ребенок, либо выбираться детьми. Формирование подгрупп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою подгруппу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
5. По выбору педагога. В этом случае педагог создает подгруппы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить детей с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор подгрупповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
(слайд 14)Виды подгрупповой работы, которые можно использовать в работе воспитателя :
1. Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода подгруппой «по цепочке». Можно использовать, например, при составлении рассказа о каком-либо животном, предмете, при составлении описательного рассказа и т. д.).
2. Охота за сокровищами. Педагог составляет вопросы, задает детям. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Подгруппа должна ответить на вопросы, используя ресурсы: энциклопедию, газету, альбом, журнал…
3. Пазлы. Дети делятся на несколько подгрупп, и каждая получает свою часть темы. Также все подгруппы получают необходимые ресурсы, с помощью которых они изучают части темы. После изучения материала или выполнения задания член подгруппы объясняет своим коллегам свою часть темы, основы которой он изучил и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
(слайд 15)В процессе совместной деятельности в течение дня, педагог, работающий с малыми группами, выполняет разные функции:
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу детей.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
(слайд16)Принципы выбора заданий для подгрупповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов подгруппы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать:
• задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
• задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет подгруппа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
• задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной подгруппы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
(слайд17)Возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который они смогут контролировать себя и провести рефлексию.
1) работать дружно : быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем (песочные часы, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок, соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
В подгрупповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от педагога терпения и кропотливой работы.