Анастасия Шаповалова
Консультация для педагогов «Одаренный ребенок в группе — проблема или находка для молодых педагогов?»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время во многих странах пристальное внимание обращено к проблеме инклюзивного образования и одаренности детей. Современная кризисная эпоха заставляет наше общество осознать и поставить перед собой ряд общенациональных задач, взаимосвязанное решение которых должно раскрыть потенциальные возможности россиян. Российское государство и общественность напрямую связывают развитие потенциалов одаренности детей с перспективой развития страны. В связи с этим открываются широкие возможности и перспективы для одаренных детей и молодежи, разрабатываются и активно внедряются президентские и губернаторские программы по кадровой политике страны и ее резервам в реализации творческих возможностей одаренного населения.
Публикация «Консультация для педагогов „Одаренный ребенок в группе — проблема или находка для молодых педагогов?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Для начала стоит разобраться, что же такое: «одарённость»?
Обратимся к вопросу анализа и уточнения понимания термина «одаренность» на современном этапе. В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4, 25].
В. А. Сухомлинский говорил: «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их способностей - задача современных педагогов и родителей.
Отличные от других или более высокие способности ребёнка — это та основа, на которой одаренность может базироваться, но только при условии внимательного, терпеливого и бережного отношения взрослых к проблеме развития таких способностей.
Психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одарённости. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Наличие специальной одарённости не исключает общей, которая понимается как качественное своеобразие сочетаний различных способностей. В определении категорий одарённых детей учёные не имеют единого мнения. За основу предлагаем взять классификацию А. Н. Савенкова:
1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.
2. Дети с высоким уровнем творческих способностей.
3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (математика, шахматы, музыка и т. д., эту категорию детей чаще всего называют талантливыми.
4. Дети, хорошо обучающиеся в дошкольном учреждении или школе (академическая одарённость) [2, 34].
Признаки одаренности ребёнка неоднозначны. Так блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей может сочетаться со слабостью кратковременной памяти. Недостатки кратковременной памяти могут быть связаны с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом.
Часто одаренным легче уловить суть сложной абстрактной концепции на слух, чем справиться с буквенным анализом. Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи, тогда как письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи.
Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
Часто, обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и (или) не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям. Такие дети часто восстанавливают незнание деталей по общей логике изучаемого процесса.
Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят изобретательные способы избегать тех областей, в которых не сильны. В таком случае можно перевести разговор на смежную тему, зацепившись за деталь или подробность.
Одаренные дети больше способны предвидеть последствия своих действий, чем их сверстники, они дают лучшие результаты на экзаменах и олимпиадах, потому что легко отделяют главное от второстепенного, материал в их памяти связан какими-нибудь лично-значимыми ассоциациями и выстроен по определенному принципу.
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость. Но сдерживаемые и скрытые эмоции могут вылиться в слезах, страхах, с которыми не может справиться даже их могучий разум.
Выделены следующие виды одаренности :
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Готовы – ли современные педагоги понять такого ребенка? Давайте представим, что маленькое деревце и есть одаренный ребенок. С чем же приходится сталкиваться молодым педагогам в работе с такими детьми?
Проблемы :
1. Одной из проблем является недостаточный психологический уровень подготовки педагога к работе с такими детьми, которые проявляют нестандартность в поведении и мышлении. Это приводит к тому, что, сравнивая достижения своих подопечных, педагоги отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство, истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам. Поэтому молодые педагоги не могут найти подход в работе с такими детьми.
2. Из чего вытекает следующая проблема : неподготовленность педагогов, впервые работающих с одаренными детьми, к индивидуальному обучению (индивидуальный план работы, уменьшение количества человек в группах).
3. Следующим отрицательным фактором в работе с такими детьми, является слабое сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков ребенка. Родители нуждаются в оказании методической и практической помощи, а молодой педагог не может в полной мере ее предоставить, ввиду отсутствия профессионального опыта. Так как родители являются не компетентными в вопросах, касающихся одаренных детей, то они не могут создать соответствующие условия и определенную образовательную среду для его дальнейшего личностного развития.
4. Физическое, интеллектуальное и социальное развитие одаренного ребенка идут вразрез друг с другом. У интеллектуально развитых детей очень часто наблюдаются проблемы в социализации и физическом развитии. В связи с чем, воспитатель должен уделять больше внимания сближению таких детей с коллективом сверстников. Однако, молодой педагог не всегда своевременно и правильно способен увидеть данную ситуацию и найти решения для устранения проблем.
5. Детям с неординарными способностями скучно учиться, потому что многое для своего возраста они знают. Одаренные дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, слишком отличающимися от других сверстников, потому часто бывают отвергаемыми - воспитателями, сверстниками, родителями.
У педагогов может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Но, тем не менее, такие дети вносят в работу молодого педагога положительные моменты.
Плюсы:
1. Если педагог сможет перестроить среду и образовательное пространство под такого ребенка, то одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации. Они более дисциплинированы, ориентированы на получение положительной оценки взрослых, более заинтересованы в своем развитии.
2. У таких детей высокие интеллектуальные и творческие способности, отличная память, развита способность к быстрому усвоению, стремление к расширению знаний, поэтому молодому педагогу интересно работать с такими детьми, включать их в исследовательскую и проектную деятельность, выполнять олимпиады, задания повышенной сложности. Такие дети нередко добиваются успеха.
3. У одаренных детей очень сильно развита высокая личностная ответственность, самостоятельность суждений, поэтому в некотором роде они могут исполнять роль помощника воспитателя, могут быть наставниками для других детей группы, помогать выполнять поручения и задания. Что, несомненно, является положительным моментом в работе молодого педагога.
4. Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, самосовершенствования, понимания того, что представляет собой развивающее образование, проблемное обучение его отличий от традиционных форм обучения и воспитания, а также тесного сотрудничества с психологами, другими воспитателями администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Таким образом, если правильно выстроить работу с такими детьми, организовать среду их существования в коллективе, работать с родителями, то наше дерево зацветет и принесет свои плоды.
А при недостаточном внимании педагога, построении пространства, развитии таких детей, отсутствии активности и помощи родителей – дерево увянет.
Поэтому будет – ли одаренный ребенок проблемой или находкой для воспитателя – зависит от нас самих.