Виктория
Консультация для педагогов «Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге в условиях ДОУ»
«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге в условиях ДОУ»
Безопасность наиболее часто рассматривается в контексте таких понятий, как безопасное поведение, безопасный образ жизни, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни. Кроме того, безопасное поведение включает ответственное отношение к своей жизни, которое у детей еще слабо развито.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Одной из важных проблем в обеспечении безопасного поведения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, расширение границ жизненного опыта. У ребенка развивается наглядно-действенное мышление, которое помогает усваивать жизненные ситуации и сохранять ассоциативные связи между поступками и их последствиями.
К концу дошкольного периода ребенок овладевает навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеет общие представления о мире, о себе, достаточные навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи.
Основы безопасного поведения закладываются в этом возрасте через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через наблюдение жизненных ситуаций. Ребенок пока еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие опасности, если ему раскрыть его сущность, легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место.
Обучение безопасности орожного движения является составной частью общей воспитательной работы педагогов в ДОУ. При организации работы по обучению дошкольников выделяются следующие основные направления :
- ребенок-пешеход;
- ребенок-пассажир городского транспорта;
- ребенок-водитель детских транспортных средств.
Организационно-методическая работа с педагогами :
- формирование профессиональных компетенций педагога в области БДД;
- совершенствование методов и форм работы с детьми;
- организация различных видов деятельности с детьми по БДД;
- оформление центров безопасности;
- участие в конкурсах различного уровня;
- проведение совещаний, педсоветов по БДД;
- консультации для педагогов;
- семинары-практикумы для педагогов по БДД;
- педагогические и творческие мастерские.
Работа с детьми:
- накопление новых знаний, расширение первоначальных детских представлений;
- обучение дошкольников правилам БДД;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на дороге.
Наиболее эффективными формами являются: ситуативное обучение и игровая деятельность. В процессе обучения дети наблюдают за реальной обстановкой на дороге, ситуацией, воспроизводимой на макете или в автогородке, учатся оценивать действия участников дорожного движения, составляют рассказы, как нужно поступать в данной ситуации. Для лучшего усвоения материала используются игровые приемы: пространственное моделирование из строительного материала, игры-викторины, подвижные игры, формирующие различные представления о знаках, сигналах светофора, дороге.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- создание единого образовательного пространства;
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил БДД;
- проведение тематических акций;
- привлечение к участию в конкурсах;
- проведение собраний, детско-родительских клубов, семейных гостиных;
- наглядность для родителей (папки-передвижки, листовки, информационные стенды).
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития. Она должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Обучая детей правилам безопасного поведения, педагоги должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону. Игровая зона должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной. Должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую функции. Работать на инициативность и самостоятельность ребенка.
Примерный перечень мобильного уголка БДД, куда входит:
- макет проезжей части;
- дидактические, настольные игры;
- подборка художественной литературы;
- атрибуты для ролевых игр;
- тематические альбомы;
- комплект дорожных знаков;
- строительный конструктор;
- игрушечный транспорт;
- подборка проблемных ситуаций;
- подборка иллюстраций, сюжетных картин, плакатов по БДД.
Кроме того, оформляется информационный стенд для родителей «Уголок безопасности».
Формирование безопасного поведения у детей дошкольников является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в опасных, непредсказуемых, критических ситуациях.
На основании анализа безопасного поведения и его проявлений у ребенка можно выделить ключевые принципы формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста:
- информирование детей об ответственности в социальном и личностном пространстве;
- обсуждение различных моделей поведения и их последствий;
- вовлечение родителей и общественность в деятельность по сохранению и улучшению здоровья подрастающего поколения.
Целенаправленная и систематическая работа педагогов в дошкольном учреждении, использование традиционных и инновационных современных педагогических технологий позволит сформировать у детей умения предвидеть возможные опасные ситуации, правильно анализировать и адекватно вести себя, то есть действовать безопасно в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути каждого.