Наталия Нестерова
Консультация для педагогов «Обеспечение психоэмоционального комфорта дошкольников во время пребывания в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Все организации здравоохранения признают, что здоровье – состояние полного физического и психического благополучия.
Эмоции ребенка - сигнал взрослым о его состоянии. Исследования показывают, что соматические заболевания напрямую связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Если у ребенка возникают эмоциональные проблемы и с нервными перегрузками организм не справляется, накапливается напряжение, которое вызывает болезни головы, живота, нарушение кровообращения, гормональных систем и т. д. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед ДОУ является охрана психического здоровья ребенка. Эта задача решается совместными усилиями администрации, педагогов, специалистов, родителей при активной организующей и направляющей роли педагога - психолога.
Публикация «Консультация для педагогов „Обеспечение психоэмоционального комфорта дошкольников во время пребывания в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие его развитию:
дать ребенку возможность быть самим собой;
корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции других людей;
познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения.
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть.
Работа по созданию психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду начинается с выявления общего эмоционально-психологического состояния детей в ДОУ. Проводится диагностика развития эмоционально-личностной сферы по следующим методикам: «Проективные рассказы», «Эмоциональные лица», «Социометрия», «Рисунок семьи», «Кактус», «Несуществующее животное».
Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями даст информацию, подтверждающую или опровергающую результаты проведенной диагностики.
С проблемами в эмоционально-личностной сфере ребенку поможет справиться педагог-психолог. Психокоррекционная работа заключается в применении специальных психолого – педагогических приемов, направленных на уменьшение нежелательных эмоциональных переживаний, привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения детей:
коррекционно - развивающие занятия;
упражнения подражательно – исполнительного характера, этюды, импровизации;
игры (подвижные, ролевые, режиссерские, психоразвивающие, с песком, водой);
релаксация, психогимнастика, арт-терапия, музыкотерапия, цветотерапия.
Психопрофилактическая работа заключается в умении взрослых найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка.
При организации деятельности учитывать индивидуальные особенности детей, следить, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными. Ни в коем случае не требовать от детей того, чего они не могут выполнить. Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Необходимо избавлять детей от вредных привычек, поддерживать их успехи, помогать осознавать свои достижения и все то, что они делают хорошо. Концентрировать внимание детей на приятном и радостном, что их окружает.
Если отношения ребенка со сверстниками и взрослыми складываются хорошо, ребенок с удовольствием посещает дошкольное учреждение.
Рекомендации по повышению эмоционального благополучия детей в ДОУ:
1. Введение в жизнедеятельность групп традиций
«Утро радостных встреч», «День именинника», «Круг вечерних посиделок» (цель – способствовать сплочению детского коллектива, уделяя внимание каждому ребенку).
«Доска желаний» (цель – дать детям возможность выразить свои желания, помочь их осуществлению).
«Доска настроения» (цель – дать детям возможность осознать свои эмоции, понимать настроение другого).
2. Использование в режиме дня психокоррекционных игр и упражнений
«Солнечный зайчик» (цель – снять напряжение мышц лица, шеи, тела).
«Волшебный стул» (цель – положительные эмоции для снижения или устранения интенсивности переживаемой печали, грусти).
«Доброе животное» (цель – снять психомышечное напряжение, учить детей пониманию чувств других людей, умению сопереживать, сплачивать детский коллектив).
3. Коллективные мероприятия по профилактике личностных проблем
Беседа «Я и мои страхи» (поговорить с ребенком о страхах, беспокоящих его; постараться помочь их преодолеть).
Беседа «О пользе сна» (цель – раскрыть важность и пользу дневного сна для роста и развития).
4. Консультирование родителей и воспитателей
Для родителей: «О пользе совместных праздников и развлечений» (цель – показать важность и пользу совместных праздников и развлечений для укрепления взаимоотношений «родители – дети).
Для воспитателей: «Роль педагога в создании благоприятного эмоционального комфорта дошкольников» (цель – дать рекомендации по созданию положительного эмоционального климата в группе).
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы
Создание «Уголка уединения» (цель – дать ребенку возможность побыть наедине со своими мыслями и чувствами).
Рекомендации для педагогов
Принимайте детей такими, какие они есть.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Будьте эмоционально выразительными, доброжелательными, терпеливыми в работе с детьми.
Оставьте за порогом свое настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться.
В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей.
Будьте затейником и участником детских игр и забав.
В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности: будьте всегда вместе с ним, а не делайте что-либо вместо него.
Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.