Ирина Дворянинова
Консультация для педагогов «Наши помощники — родители»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для педагогов
«Наши помощники – родители»
Успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно, как и за формирование личности ребенка несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Публикация «Консультация для педагогов „Наши помощники — родители“» размещена в разделах
Известно, что ребенок получает до пятилетнего возраста основное количество информации об окружающий действительности, которое прививается через поведение и общение со сверсниками и взрослыми. Здесь же закладываются основы будущих взглядов, отношений, привычек, стремлений, черт характера. Поэтому так важно, чтобы ребенок рос и развивался в благоприятной обстановке, получал как можно больше положительных эмоций от разъяснения явлений природной и социальной жизни родными и близкими.
Не секрет, что большинство людей при взрослении относятся к музыкальному искусству, включению музыкальных моментов в свою взрослую жизнь так, как это делали их родители и окружающие друзья, взрослые. Отсюда следует, что задача педагогов ДОУ – организовать среду, стимулирующую любознательность ребенка к видам и жанрам музыкального искусства, к общению с ним, стремление видеть родителей и близких участниками этого общения, что в свою очередь требует музыкального просвещения родителей. Семья – маленький коллектив, постоянно принимающий участие во всех жизненных проявлениях своих детей: он достигает положительных результатов в воспитательно – образовательном процессе только в том случае, если строит отношения, оказывает реальное влияние на жизнь ребенка на принципах сотрудничества и содружества.
Родители и близкие, участвуя в жизнедеятельности дошкольного учреждения ощущают личную причастность к осуществлению программных требований, получают представления о работе педагогического коллектива, устанавливают длительные связи друг с другом, помогают активно преодолевать возникающие проблемы воспитания и общения. Работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Прежде всего следует изучить условия жизни каждого ребенка, выявить индивидуальные особенности его окружения, занятий и интересов родителей, их отношение к развитию музыкальных интересов и способностей у малыша. И только после этого можно намечать конкретные пути, своеобразную программу воспитания в каждой семье. Посещения родителями музыкальных занятий, так называемые открытые музыкальные занятия для родительских коллективов, дает взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители убеждаются в том, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию художественного вкуса, художественно-творческих способностей, накоплению знаний о музыкальном искусстве.
Музыкальные руководители должны находить возможность для извещения родителей о продвижении детей в области музыкального развития, о степени их одаренности и музыкальных способностей. На групповых и общих родительских собраниях в ДОУ разъясняются самые разнообразные вопросы музыкально-эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребенка в семейных условиях: какую фонотеку подобрать ребенку, как организовать и провести день рождение или день именин, как научить ребенка самостоятельно слушать музыку, какие песни рекомендовать для самостоятельного исполнения. Знакомить с программой детского сада по музыкальному воспитанию, раскрывать задачи, формы и методы работы по развитию творчества детей, их самостоятельной музыкальной деятельности.
По возможности следует проводить с родителями диспуты и индивидуальные беседы, на которых обсуждать как общевоспитательные вопросы, так и индивидуальные успехи и неудачи каждого ребенка, например: «Организация и оборудование музыкальной деятельности в семье», «Организация театрализованной деятельности в семье», включающей музыкальные моменты», «Музыка в будни и праздничные дни».
По желанию родителей воспитанников ДОУ возможно организовать нерегулярные, внеплановые собрания и встречи, где взрослые собираются, чтобы поделиться своими впечатлениями о каком-либо музыкальном событии, получившем широкую огласку, обсудить «наболевшее» в вопросах музыкальной жизни страны, родного края, своего города. Такие мероприятия планируются родительским комитетом и проводятся при поддержке педагогов в самых разнообразных формах: встреча в вечернем кафе, экскурсия.
Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей или организованные совместные выступления детей и родителей. Получая положительный эмоциональный заряд, детский организм как бы «открывается» навстречу добру и красоте. Этому необычно способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. Совместные участия детей и родителей в концертах, театральных постановках ценны тем, что дарят детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, заботливость друг о друге, сплочение в успешном достижение цели.
Формы таких ярко-праздничных действий могут быть очень разнообразны. Это и концерты различной тематики, театральные постановки ( например: театрализация по сказке Д. Родари «Чиполлино», «Дед Мороз и лето» -новогодний праздник, фольклорный праздник «Масленица», семейные викторины и соревнования («Папа, мама, ты и я –музыкальная семья», «Отгадай музыкальные загадки или 2 рояля», «Мой папа самый лучший друг», вечера на тему, посвященные «Дню матери», «Семейный альбом». В День смеха 1 апреля можно провести «Праздник смеха», «Вечер юмора и смеха».
Подобные мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у детей уважение к старшим, понимание их заботливых требований. Взрослые в свою очередь видят детей с неожиданной для них стороны и стремятся к развитию их творческих наклонностей, способностей. В их отношениях возникает содружество и взаимопомощь.
Для лучшего ознакомления родителей с работой ДОУ по музыкальному воспитанию возможно оформить музыкальные стенды, папки или ширмы-передвижки по различных музыкальным вопросам. Это могут быть советы родителям, информация о предстоящих детских концертах, театрализованных представлениях, описание сущности видов музыкальной деятельности и многое другое. Например: «В мире музыкальных зруков», «Правила поведения при встрече с музыкой», «Песни наших детей», «Мы поем и играем», «Игры со словом». По желанию родителей с ними можно разучить игры с текстами песен, которые они смогут использовать в домашних условиях, показать как создаются персонажи кукольного театра, карнавальные костюмы.
Следует ценить помощь родителей в деле формирования эстетической культуры воспитанников ДОУ, выражать им свою благодарность и признательность за помощь в организации музыкальных занятий (изготовлении музыкальных дидактических материалов, участие в оформлении помещения (муз. зала, групп) к праздникам и вечерам-равзлечениям, в приобретении детских музыкальных инструментов. Изучение интересов родителей через анкеты, опросники позволяет информировать их о всех возможных способах помощи и наметить новые формы и методы их участия в учебно-воспитательной работе педагогического коллектива с учетом их личных способностей и умений.
Вовлечение родителей в дело музыкального воспитания детей требует от педагогов ДОУ затраты сил и времени. Однако эти усилия вознаграждаются, так, как родители начинают интересоваться музыкальным развитием своих детей, понимать огромную пользу, которую приносит организованный с детства процесс музыкального воспитания, вызывая тем самым у собственных детей желание слушать народные и классические музыкальные произведения, петь, танцевать, музицировать. Таким образом ребенок еще больше приближается к пониманию красоты музыкальных звучаний, испытывает чувство радостной удовлетворенности от общения с ними.