Людмила Коткова
Консультация для педагогов «Наше здоровье в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Наше здоровье в наших руках»
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда. (Конфуций)
Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему мы учим детей, должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: занятия физкультурой, прогулки, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна; дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра ежегодно; формирование понятия «не вреди себе сам».
«Что такое здоровье?»
Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
-Здоровье не вс, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
- Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.
- Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
-Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.
- Здоровье – это культура человеческих отношений.
- Здоровье – это социальная культура отношений.
- Здоровья — это образ жизни.
Золотые правила здоровьесбережения.
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добра!
Хочешь быть здоровым, нужно подружится с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учится правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.
Нужно прислушиваться к своему дыханию, и определять какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1. Представить, что перед носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышать нужно только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то нужно попробывать: глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов; снова задержать дыхание.
Дыхательные техники.
1. Маска удивления. И. П. : сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И. П. : сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И. П. : стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И. П. : стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжатьгубы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
Упражнение. Успокаивающее дыхание. И. П. : Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем впер д (надуть большой живот) на сч т 1-2-3-4; задержка дыхания на сч т 1-2; выдох – живот втягиваем на сч т 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).
Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани.
Комплекс дыхательно — голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.
- Поцокать языком громко и быстро, тихо и медленно.
-Несколько раз дотянуться языком до подбородка.
-Зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
-Открыть рот максимально широко, немного расслабить мышцы и мягко опустить голову вниз. Вернутся в исходное положение.
Выполнить движения губами, мысленно произнося «а-о-э».
Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займ т много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, нужно включить спокойную музыку и выполнять упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения.
Все движения нужно выполнять очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений.
Дышать ровно и спокойно. Постараться сохранить каждую позу в течении 30 сек.
• Расправить плечи, встать на цыпочки, поднять руки и потянутся вверх всем телом.
•Выполнять полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытянуть руки перед собой и потянутся вперед, сохраняя спину абсолютно прямой.
•Из этого же положения отвести прямые руки назад. Шею и подбородок потянуть впер д.
•Наклонится впер д, руки отвести в стороны, колени выпрямить. Потянутся.
•Поставить ноги вместе, наклонится вперед, обхватить руками колени и коснуться их носом.
•Выполнить по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди).
Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте е вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми.
Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определ нного органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мезинец –помогает работе сердца.
Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинать нужно массаж с поглаживания, затем растирание, следующий при м — разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы сме мся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Нужно мыслить позитивно! Учится контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменять их на позитивные.
Упражнение «Негативные убеждения»
1. На работе меня никто не ценит
2. Мои коллеги меня раздражают
3. Я боюсь, что у меня не получится…
4. Я не могу смотреть на себя в зеркало
5. Я разочарован в жизни…
«Позитивные убеждения»
1. На работе меня любят
2. Меня окружают только позитивные и веселые люди
3. У меня вс получается просто великолепно.
4. Мне нравится, как я выгляжу
5. Я люблю жизнь!
Упражнение «Внутренний луч». Принять удобную позу, сесть удобно. (Включается спокойная музыка). Представить, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией. И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
Упражнение (Сюжетная сказка «Разноцветные звезды»). (Включается спокойная музыка, на фоне «неба» развешиваются звезды.) Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. А что ты даешь людям?– спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.
В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».