Наталия Гопина
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
МБДОУ «Д/с г. Багратионовска», Воспитатель: Гопина Н. В.
Актуальность народных подвижных игр:
Публикация «Консультация для педагогов „Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В настоящее время наша страна переживает один из непростых периодов. И проблема заключается в том, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у современных детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.
В последнее время в детской игре заметно присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, жадность. И перед нами встаёт задача научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми и справедливыми.
Самый верный путь к этому – это приобщение дошкольников к русской народной культуре через народные подвижные игры.
Через эти игры ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции русского народа.
Народные подвижные игры представляют собой богатый материал для нравственного воспитания детей. Такая игра учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т. е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь.
Народные подвижные игры, являются неотъемлемой частью приобщения детей к русской народной культуре. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, развиваем в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые.
Чтобы работа по приобщению дошкольников к русской народной культуре велась целенаправленно и систематически необходимо планировать народные подвижные игры в различных видах деятельности дошкольников –
- в образовательной деятельности,
- утренней гимнастике, прогулке,
- развлечениях и праздниках,
- самостоятельной игровой деятельности.
Для наиболее эффективной работы в данном направлении на каждый возрастной период детей необходима картотека народных подвижных игр. В ней должны быть даны описания игр, задачи и правила.
Народная подвижная игра может способствовать приобщению детей к истокам русской народной культуры при соблюдении ряда условий:
- Правильная организация и руководство игрой
- Правильно сформированная мотивация
- Многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность
- Учет индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов
Классификация народных подвижных игр:
- Хороводные
- Игры – забавы
- Состязательные игры
- Сезонные (обрядовые)
- Игры – Ловишки
- Бытовые
- Драматические (с элементами театрализованного действия)
- Игры, отражающие отношение человека к природе
Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора ведущего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело и без обмана и обид.
Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на занятиях по физическому развитию они с радостью откликаются на предложение поиграть в игры Ловишки и состязательные игры:
- «У медведя во бору»
- «Воробушки и кот»
- «Мы весёлые ребята»
- «Мяч к верху»
- «Салки» и др.
В других видах образовательной деятельности можно использовать игры малой подвижности, например для проведения физкультминуток подойдут такие игры как:
- «По ровненькой дорожке»
- «Пузырь»
- «Карусель»,
- «Колпачок» и др.
Они помогают детям размяться и ненадолго отключиться от занятия, получив порцию положительных эмоций.
Игры малой подвижности необходимо включать и в утреннюю гимнастику, проводя их в заключении комплекса.
Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их возраста к возрасту. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мирровозрении. Это такие игры как:
- Утки и гуси»
- «Капуста»
- «Морская фигура» и др.
Очень большое значение в приобщении детей к истокам русской народной культуры и воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Чаще всего их используют во время проведения праздников, развлечений, музыкальных занятий. Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. Это такие игры как:
- «Каравай»
- «Заря, заряница»
- «Петушок»
- «Ворон» и др.
С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков. Получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, терпимости и справедливости.
Во время проведения в детском саду сезонно – обрядовых праздников тоже используются народные подвижные игры.
Например на масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием участвуют в играх :
- «Гори, гори ясно»
- «Два Мороза»
- «Горелки»
- «Масленица»
- «Золотые ворота»
- «Ручеёк» и др.
Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Очень значительное место занимают народные подвижные игры на прогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить любые народные подвижные игры:
- «Гуси – гуси»
- «Мороз – красный нос»
- «Пчёлки и ласточка»
- «Волк и овцы»
- «Птицелов»
- «Стрекозы»
- «Стадо»
- «Краски» и др.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами русских народных подвижных игр показывает:
- Что дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определённые правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками.
- Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
- Способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей
- Приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны
- Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка.
Спонтанность народной подвижной игры, отсутствие дидактических задач делает их привлекательными «свежими». Неудивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение.