Вера
Консультация для педагогов «Значение художественной литературы в развитии связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Значение художественной литературы в развитии связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми родного языка, так как:
во-первых, в связной речи реализуется коммуникативная функция;
во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;
в-третьих, в связной речи прослеживаются все задачи речевого развития. Это формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны речи.
Связная речь должна быть содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно о чем-то рассказать, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.
Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства.
Художественная литература используется не только в НОД, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Она действенное, могучее средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Ставит задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.
Речь - появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка - это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования. Еще немало важным в решении вопроса развития связной речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания, консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.).
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой, фиксируется внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок учат детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием.
Дети старшего возраста (5- 7 лет) способны более глубоко осмысливать
содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его связная речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития.
Таким образом, художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа. Также художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания, в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.