Волкова Татьяна Владимировна
Консультация для педагогов «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - Детский сад №5 “Теремок”
Консультация для педагогов на тему :
“Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков”
Подготовила:
Волкова Татьяна Владимировна
воспитатель группы №3 “Зайчата”
Новоалтайск, 2024 год
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей также занимались такие отечественные авторы, как Крупская Н. К., Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Условия воспитания культурно-гигиенических навыков
Если в младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, то в старших группах постепенно все большее значение приобретают учебные мотивы.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесные и наглядные способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей старшего возраста педагог сообщает им разные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе утренней гимнастики, физических упражнений. Хорошо, если эти сведения дошкольники будут узнавать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинке, по прочитанному тексту сказок и т. п.
Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используют некоторые дидактические и сюжетные - ролевые игры.
Интересны детям и литературные сюжеты: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например дежурства. Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постепенно в разных ситуациях.
Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее, приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. д.).
Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Одна из задач, необходимая для успешного гигиенического воспитания
- единство требования со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.
Перед воспитателем группы стоит большая задача:
- помогать родителям воспитать детей; разъяснение важности строгого
выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении;
обучение приемам правильного ухода за ребенком, ознакомление с основами
рационального питания детей.
А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «ваше собственное поведение - самая революционная вещь.».
В воспитании культурно - гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительная или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой, одобрением, поощрением, похвалой. Поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Положительная оценка удается в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок в первый раз сам одел рубашку, застегнул пуговицу, лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей.
Особое значение в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место при этом отводится дидактическим играм («Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом»).
Большое влияние оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор.
В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям.
Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающим у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычными.
Русское народное творчество имеет многовековую историю и дошло до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта создают предпосылки для использования фольклорных произведений в педагогике раннего детства. Умело используемые произведения народного поэтического творчества способствуют развитию ориентировки в окружающем; анализ народных произведений для маленьких показал: их тематика в своей основе раскрывает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствует статусу познавательной деятельности, характерной для раннего возраста. В произведениях описываются действия человека, связанные с поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, мытье, т. е. отражены фрагменты жизни самого ребенка, обращается внимание на заботу о ребенке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимание на вкусовых свойствах каши, оладушек, пряников, калачей. Это немаловажно в воспитании ребенка (с раннего возраста, когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приема пищи.
Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знание ребенка о человеке и его действиях (умывание, одевание). Взрослый передает ребенку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации.
Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а, затем, привычкой. Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись няней, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению. В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены, не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, и в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем. Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых.
Необходимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу аккуратно одетыми, причесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны, склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Необходимо, чтобы гигиенические навыки, приобретаемые в детском саду, не прерывались бы и в домашних условиях. К числу основных условий успешного формирования культурно — гигиенических навыков относятся также и рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Например: в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей, на вешалке над каждым полотенцем - картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и навыков самообслуживания. Закрепление их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Другим обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитание привычек к здоровому образу жизни, является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Не устану повторять, что для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми, няней, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению.
Таким образом, в детских садах создаются все необходимые условия, способствующие формированию и прочному закреплению личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног, необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения (для рук, проведения закаливающих процедур).
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников является самой первой ступенькой, ведущей подрастающее поколение к здоровому образу жизни.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий.
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
• Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
• Пример взрослого;
• Приучение, упражнение;
• Создание воспитывающих ситуаций;
• Поощрение помогает ребенку: утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
• Показ и объяснение.
Показ и объяснение.
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.
Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
Упражнение и контроль.
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т. к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
Пример взрослых.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)
Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Игровые приемы.
Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.
Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, ООД.
Навыки культуры еды и поведение за столом
Д/У «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать».
Д/У «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду».
Д/У «Как мама учила правильно Мишку кушать». Д/У «Как Мишка учился кушать вилкой».
Д/У «Мишка пригласил в гости зайку и ежика». Д/У «Угостим кукол чаем».
ООД «Мы готовим обед». ООД «Накроем на стол». ООД «День рождение у куклы Маши».
Чтение потешек: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Идет коза рогатая»,
«Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька».
Чтение: З. Александрова «Вкусная каша», Е. Благинина «Аленушка»,
С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает».
Важно использовать и видео-контент, различные картотеки по воспитанию КГН.
Одевание-раздевание
Д/и «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».
«Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи»
Д/У «Туфельки поссорились - подружились», Д/У «Уложим куклу спать»
Д/У «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
Д/У «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»,
Д/У «Оденемся на прогулку». ООД «Такие разные носочки»,
ООД «Найди пару», ООД «Уложим куклу спать».
Чтение: «Наша Маша маленькая», З. Александрова «Катя в яслях», «Мой Мишка»,
Н. Павлова «Чьи башмачки», И. Муравейка «Я сама».
Навыки мытья рук и умывания.
Д/У «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»,
Д/У «Научим Мишку, правильно умываться»,
Д/У «Покажем Мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем», Д/У «Вымой руки».
ООД «Умывалочка», ООД «Сделаем лодочки», ООД «Мыльные перчатки», ООД «Водичка- водичка».
Художественное слово (потешки, стишки, сказки и рассказы так далее)
Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.
"Путешествие в страну Умывай-ка" Е. МИхалицына, "Федорино горе" К. Чуковский
Рассматривание картинок «Дети моют руки», «Мама моет дочку».
Рассматривание картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».
Чтение потешки «Водичка, водичка…»
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки».
Индивидуальная работа
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков педагог обязан использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать уровень его развития.
Предметно-пространственная развивающая среда
Для того, чтобы у детей сформировать знания о здоровом образе жизни, в группе должна быть создана предметно-развивающая среда. Совместно с родителями можно организовать «Центр здоровья», в котором разместить «уголок доктора», повесить ростомер, оформить альбом «Гигиена и здоровье», расположить картотеку комплексов и упражнений по здоровье - сбережению.