Соколова Ирина Владимировна
Консультация для педагогов «Учим играя»
▼ Скачать + Заказать документы
(логическое мышление)
Подготовила: воспитатель Соколова И. В.
Учим играя
Всестороннее развитие дошкольника происходит на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется мышление, приобретается опыт общения со сверстниками. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии –длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Публикация «Консультация для педагогов „Учим играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Как вы сами знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.
Логическое мышление – это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом,
определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь свое суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать – это те возможности мыслительного и познавательного процесса, которые дает человеку логика.
Помочь развить ребенку способность логически мыслить означает возможность овладеть инструментами успешного прохождения пути обучения не только в школе, но и в последующих учебных заведениях.
С какого возраста развивать логику?
Самым ранним подготовительным этапом для развития логики детей считается возраст от двух до четырех лет. В этот период мышление малышей является наглядно-действенным, то есть они познают мир через непосредственное восприятие всех предметов и явлений, их мозг как бы проводит диагностику окружения. Они трогают, берут в руки, бросают, роняют, перекладывают, пробуют на вкус буквально все, что попадается в их поле зрения и рук.
В это время дети уже могут выполнять простейшие упражнения, например, на нахождение лишнего предмета из предложенного перечня: кубик, кукла, плюшевый мишка и домашние тапочки. Это самый примитивный прием по вычислению зачатков логики. По утверждению психологов, большинство детей этого возраста справляются с подобными задачами.
Специалистами в области детской психологии и педагогики разработано огромное количество дидактических материалов, программ и заданий для развития логики у детей. При их создании и использовании, разумеется, учитываются возрастные особенности познавательных процессов. Например, двухлетний малыш не способен выполнить задачу, предназначенную для четырехлетнего, а семилетнему ребенку уже будет неинтересно решать задачи трехлетних и пятилетних.
Это объясняется просто – у них уже совсем разные уровни мыслительных процессов, которые с каждым годом жизни ускоряются и усложняются.
Принято разделять детей на возрастные категории по возможностям восприятия и обработки информации.
Хорошей предпосылкой к развитию логики у малышей 2-3 лет является создание условий для активной познавательной деятельности.
Необходимо дать им возможность экспериментировать с предметами и действиями. Самый простой пример – работа с песком и водой.
Также важно уделять внимание первичному формированию представлений о цветах, величинах и формах. Возможность делать первые элементарные суждения и выводы на основе действий дает развитие речи и обучение высказыванию мыслей вслух: течет вода, ее можно разлить, песок сыплется, его можно пересыпать, можно намочить и сделать фигурку и т. п.
Важно учить ребенка простым логическим операциям: группировке, синтезу, созданию серий. То есть собирать в группы предметы по одному признаку (цвету, форме, создавать ряд последовательностей (нанизывание убывающих частей пирамиды, конструировать несложные части (крупные детали лего).
В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение. Здесь важно расширять представления малыша об окружающей действительности, обращать его внимание на разнообразие, изменчивость и вариативность событий, обучать азам анализа (делить целое на части, учить находить логические связи в природе (зимой холодно, растения не цветут и не растут, поэтому нет жучков и паучков, пищи для птиц нет, поэтому они улетают).
В подготовительный к школе период используются те же методы развития логики, что и ранее, но ребенок должен становится более самостоятельным в решении какой-либо задачи.
В это время начинает развиваться знаково-символическая система умственной деятельности (начало работы со схемами, знаками, цифрами). Продолжается совершенствование таких умений, как сравнение, классификация, построение предложений, простые доказательства, систематизация по признакам, вычленение разницы, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже прогнозирование последствий каких-либо действий. На данном этапе дети обучаются порядковому и количественному счету в пределах десяти, составу числа пять. Также дети учатся анализу структуры различных конструкций, воспроизводят их в других вариантах. Необходимо плавно и постепенно увлекать ребенка, постараться сделать так, чтобы ему было интересно осваивать предлагаемую им информацию.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Крапивинский детский сад «Светлячок»
Методический кабинет
Консультация на тему :
«Учим играя»
(логическое мышление).
Подготовила :
Воспитатель Соколова И. В.
Пгт Крапивинский 2024г.