Ирина Жидкова
Консультация для педагогов «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии"
(Hard skills и Soft skills)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills - эти понятия и смыслы, так или иначе, появляются в жизни современных людей.
В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки.
Сейчас о soft skills говорят очень много. Притом эти навыки не изобрели вчера или даже сто лет назад, раньше не использовалось само понятие soft skills, но только в прошлом веке с быстрым развитием науки и промышленности начали их исследовать и изучать.
Что такое hard и soft skills?
Hard skills (англ. «твердые навыки») – профессиональные, технические навыки построены на узкой специализации; то, чем можно овладеть в учебных заведениях. Это и иностранные языки, и программирование, и вождение автомобиля, а мы ещё можем добавить, математика, физика, биология и другие предметы (то есть предметные знания, навыки). Для их освоения нужны инструкции, интеллект. При их освоении больше работает левое полушарие (то есть логика).
Soft Skills (англ. «мягкие навыки») - то, что нельзя подтвердить дипломом. Это коммуникабельность, уравновешенность, креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать в нестандартных обстоятельствах. При прокачке этих навыков работает правое полушарие (творческое).
Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.
Для эффективности образовательного процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Именно методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.
Развитие мотивации профессиональной деятельности воспитателей детских садов может быть обеспечено посредством внедрения комплексной профессионально ориентированной системы нематериального стимулирования, основанной на определенных методических принципах, что позволит воспитателям осознавать свои мотивационные, личностные ресурсы и повысить эффективность в работе.
Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции.
Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.
Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Успешными людьми бывают люди не обязательно самые волевые. Нередко ими становятся люди просто умные, которые без борьбы с собой получают качественные результаты за счет умной самоорганизации.
Раскроем понятие мотивация.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации.
Понятие "Самореализация".
Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Понятие "Мобильность".
Мобильность - подвижность, способность к быстрому действию.
Успех каждого действия в большой мере зависит от того, насколько человек владеет способом его выполнения. Чтобы овладеть им, даже тогда, когда уже известно, как его надо выполнить, необходима практика и прежде всего упражнение в нем, т. е. целенаправленное, определенным образом организованное, многократное выполнение действия. В результате упражнения способ действия закрепляется. Человек постепенно овладевает им. Такие закрепившиеся благодаря упражнению способы действий называются навыками.
Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам
Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение «переговоров», проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления.
Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.
Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.
Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.
Умение управлять собой. Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.
Для успешного построения карьеры важно не только то, какие навыки у вас есть, а в большей мере то, умеете ли вы их правильно использовать. Без конкретных твердых навыков мягкие могут быть совсем не востребованы. Но главное, hard и soft skills хорошо работают в паре, ведь первые помогают человеку найти работу и качественно ее выполнять, а вторые — стать успешным специалистом в своем деле.
Специалист в области педагогической деятельности должен уметь управлять образовательными и воспитательными процессами, проектировать и реализовать в практике развивающиеся воспитательно-образовательные ситуации нового типа; должен быть ориентирован, прежде всего, на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию традиционных знаний, умений и навыков, он должен выступать субъектом образовательной деятельности. Все это требует от педагога проявления профессиональной мобильности.
В условиях стандартизации дошкольного образования профессиональная мобильность обеспечивает педагогу возможность быстро адаптироваться к изменению содержания профессиональной деятельности. Именно профессионально мобильные педагоги могут успешно самореализоваться в профессии и чувствовать себя комфортно в современном обществе, быть востребованными на рынке труда.
Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования.
Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.
Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.
То есть выявляется необходимость приоритета субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).
Главная цель педагога сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.