Дарья Янченко
Консультация для педагогов «Как организовать «коррекционный час» с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Большим потенциалом в плане коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством воспитателя или самостоятельная).
Публикация «Консультация для педагогов „Как организовать „коррекционный час“ с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, в нашем дошкольном учреждении выделено время в циклограмме рабочего дня воспитателя «коррекционный час», когда он осуществляет деятельность с детьми по рекомендациям учителя-дефектолога или учителя-логопеда, направленную на закрепление пройденного материала на занятиях этих специалистов. Рекомендации даются на закрепление того материала, при усвоении которого дети испытывают трудности.
Рекомендации специалистов могут даваться как на индивидуальную работу с детьми, так и на подгрупповую (2-4 ребенка).
Для более качественного проведения «коррекционного часа» были разработаны следующие рекомендации.
Методические требования к организации коррекционного часа
1. Воспитатель должен быть подготовлен к проведению коррекционного часа (оборудование, место).
2. Время в режиме дня:
Так как в первой половине дня проводятся занятия со специалистами, а так же НОД с воспитателями по другим разделам программы, для проведения коррекционного часа предпочтительнее вторая половина дня.
Есть основное специально выделенное время, например с 16.20-17.00
Но так же возможно использовать:
- постепенный подъем детей. Например: подъём ребенка 14.40 - 14.45;
- если есть задания на подгруппу детей ( например: что-то проговорить, проработать устно, то возможно проработать его в период ожидания полдника, во время прогулки;
- во время полдника. Можно взять ребенка, который быстрее всех поел, а за остальными детьми осуществляет функции по присмотру и уходу няня во время приёма пищи;
- так же возможно, если не успели во второй половине дня проработать с кем-то из детей упражнение, то можно его взять с утра (это конечно зависит от времени прихода ребенка, но можно, зная что ребенок приходит рано, оставлять с ним работу после всех во второй половине дня и если не успели, то с ним у вас будет возможность проработать с утра);
- так же возможно проведение во время прогулки в период самостоятельной деятельности детей;
3. Организация пространства и условий проведения:
- организация условий :
1) должны быть оговорены и прописаны правила поведения детей во время коррекционного часа, на ровне с другими правилами поведения группы. И возможно сделать кого-то из детей ответственного за соблюдения тишины в группе во время проведения коррекционного часа ( например: хранитель времени); возможно ввести символ «рабочая тишина» :
2) должна быть организована деятельность детей за столом, либо спокойные игры на полу, например с конструктором. Для организации деятельности с детьми за столом возможно использовать:
- карточки с заданиями (примеры, занимательные упражнения, – что на карточках будет зависит от возраста детей);
- штриховки, раскраски, разрезные картинки; карандаши, фломастеры в достаточном количестве;
- настольные игры: лото, бродилки, мозаика, кубики Никитина «Сложи узор», «Хамелеон», пазлы, шнуровки и т. д. ; При карантине: конструктор, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и т. п;
3) так же присмотр в это время осуществляет младший воспитатель, если на данный момент находится в группе. Если младшего воспитателя нет, то привлекаем детей (старший, хранитель времени и т. д.).
- рабочее место и оборудование для проведения коррекционного часа :
1) место (стол) коррекционной работы должен располагаться так, чтобы все дети были в поле зрения.
2) в группах старшего возраста для отработки упражнений по ПОГ должно быть:
- фишки красного, синего, зелёного цветов,
- тетрадные листки (либо тетради,
- простые карандаши и цветные карандаши красного, синего и зелёного цветов на подгруппу детей,
- настольные зеркала,
- схемы по ПОГ, соответственно рекомендациям учителя-логопеда,
- карандаши цветные (красный, синий, зелёный) и простые,
3)так же, в группах должны быть:
- предметные картинки, соответственно лексической теме, событийной теме, и соответственно рекомендациям учителя-логопеда,
- сюжетные картины соответственно рекомендациям учителя-логопеда,
3) для отработки упражнений по рекомендациям учителя – дефектолога:
- разрезные картинки, кубики «сложи картинку»,
- материалы для развития мелкой моторики: шнуровки, сухие бассейны и т. п. ,
- материал для формирования и закрепления сенсорных эталонов (настольно-дидактические игры, пирамидки, матрёшки, комодики сенсорные, сортировщики, вкладки и т. п)
- наборы: кубиков Никитина «Сложи узор», блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и альбомов ко всем причисленным наборам, соответственно возрасту и /или уровню развития детей,
- счётный материал,
- наборы карточек с цифрами, цифры,
- карточки для штриховок, раскраски, желательно соответственно лексической теме,
- тетрадные листы или тетради в клетку,
- материал для формирования временных представлений (картинки, игры настольно-дидактические, календари наблюдений, линейный календарь и др. ,
- игры и упражнения на формирование мыслительных операций (наборы картинок на установление причинно – следственных связей (серии сюжетных, нелепицы, четвёртый лишний, назови одним словом и т. д.)
- карандаши цветные (7 цветов радуги + чёрный, коричневый, серый, розовый) и простые.
оборудование готовится заранее, например во время сон. часа.
- форма проведения:
- индивидуальная
- подгрупповая (по подгруппам детей распределяет специалист)
4. Компетентность педагога :
1) Воспитатель выполняет упражнения по заданию специалиста, так как оно дано и по своему не интерпретирует. Лучше задание обговорить со специалистом.
Ознакамливаться с заданием следует зарание.
2) Инструкция специалистом даётся предельно чётко. Без употребления существительных в уменьшительно - ласкательной форме. Формулировка инструкции зависит от индивидуальных особенностей детей.
5. Фиксация результата.
1) фиксации результатов на комбинированных группах и группах компенсирующей направленности.
Так как тетради взаимодействия это документация, подлежащая контролю, проверке, было принято решение, что и заполняя её нужно придерживаться определённых требований.
Если ребёнок справился, то можно просто поставить +, или написать: «справился»
Если ребенок не справился, то следует конкретно описать в чём он испытывал затруднения.
2) форма фиксации результатов на комбинированной группе:
Одним из главных условий качества коррекционного воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребёнку, постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребёнка к предлагаемой педагогической помощи и мотивация к её принятию.
Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми с ОВЗ имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.