Евгения Федореева
Консультация для педагогов «Родительский клуб как одна из современных форм работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация.
«Родительский клуб как одна из современных форм работы с родителями»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным, так как семья и дошкольная организация - это два важных фактора социализации детей. И дошкольная организация, и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка. В ДОУ ребенок получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение взаимодействовать с людьми, организовывать собственную деятельность.
Публикация «Консультация для педагогов „Родительский клуб как одна из современных форм работы с родителями“» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия создавать, указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью взаимного и эффективного общения.
Для этого необходимо организовать взаимодействие с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДОУ, вооружить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса повыситься, если члены семьи будут включены в деятельность ребенка в детском саду, а не останутся лишь объектом педагогического влияния. Открытость детского сада приводит к положительным результатам всех субъектов педагогического процесса. В связи с этим возникает вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей для сближения детей, родителей, педагогов.
- Какие формы работы с родителями вы знаете?
- На что они направлены?
Формы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс применяются следующие формы деятельности.
-Традиционные
-Нетрадиционные
Традиционные:
-Родительские собрания
-Индивидуальные консультации педагога
-Дни творчества детей и их родителей;
-Открытые мероприятия;
-Акции
-Помощь в организации и проведении негрупповых дел, и укреплении материально- технической базы детского сада и группы.
Нетрадиционные:
-Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом ДОУ который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
-Родительские конференции - предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы детского сада. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети, проводится исследовательская работа по этим вопросам. Конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога
-Дискуссии
-Круглые столы
-Устные журналы
-Практикумы– форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
-Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают педагоги определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
-Родительские вечера - (проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
-Родительские чтения очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
-Родительский (семейный) клуб.
И сейчас про родительский клуб подробно расскажет Наталья Дмитриевна.
2. Что такое клуб? Клуб (от англ. Clob) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными и др.).
Родительский (семейный) клуб - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи совместно группами «Лучики» и «Солнышко» был создан родительский клуб «Семейная гостиная».
Цель нашего клуба – совместная деятельность семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Такая цель определилась на первой встрече. Родители отметили, что тема духовно-нравственного воспитания детей на сегодняшний день актуальна, так как современный ребенок живет в мире материальных ценностей, и многие родители порой не знают, как донести до ребёнка и привить такие ценности как честь, достоинство, отчий дом, Родина, родная земля. Культура своего народа. Так, тема духовно-нравственного воспитания детей, стала единым интересом участников нашего клуба.
Изначально планировалось, что на основе анкет мы выявим родителей, которые будут регулярно посещать заседания и список семей будет постоянным. Но в процессе работы выяснилось, что не всегда семья может найти возможность, чтобы прийти в определенное время. И к тому же другие семьи выявили желание посещать клуб. Так вышло, что к нам приходят семьи по желанию и по возможности.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с Положением о детско-родительском клубе. План работы на год составляется совместно с родителями, здесь помогают анкеты, беседы с родителями, где выявляем запросы и потребности родителей.
Встречи с участниками клуба построены так, что в них чередуются разные виды деятельности, с учетом возрастных особенностей детей. Беседы, просмотр мультимедийных презентаций, разыгрываются игровые ситуации, используются хороводные, подвижные игры, динамические паузы. Встреча в среднем длиться от 45 минут до 1 часа, где создаются условия для реализации собственных идей, обмен опытом семейного воспитания и обмен мнениями.
В ходе встреч родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. Воспитатели на встречах, выступают в роли ведущих, персонажей.
Детям, доставляет удовольствие совместная деятельность с мамой или папой, где гармонизируют детско-родительские отношения.
В ходе проектов наши воспитанники знакомятся с бытом и традициями русского народа, с традициями народов Забайкальского края. Знакомятся с художественным творчеством, праздниками. Многие родители отмечают, что они узнают новую интересную и иногда неожиданную информацию.
В течении этих 4 лет нами было проведены заседания на такие темы как «День матери-хранительницы семейного очага», «Масленица -блиноедка», «Пробуждение домовенка Кузи», «Красавица «Дымка», «Святочные посиделки», «Петушок – глашатай солнца», «Путешествие на Сагаалган» и др.
На посиделках родители вживаются в роль детей с интересом и энтузиазмом, проявляют свои творческие способности. Это родительская любовь, а родительская любовь - это самое ценное, что может быть у детей. А доказательством родительской любви есть то, что родители приходят на такие встречи регулярно. Это радость, ведь встречи в Родительском клубе проходят весело и с пользой, где царит веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу, скучать не приходится!
Опыт, который приобретается нами, мы стараемся им поделиться. Разработанные заседания мы отправляем на разные конкурсы. И мы очень надеемся, что те знания, которые появляются у детей и взрослых пригодятся им в жизни.
Успехов Вам и нам в воспитании!