МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

татьяна дорогова
Консультация для педагогов «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов :

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.

Публикация «Консультация для педагогов „Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время“» размещена в разделах

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, я разделила его условно на 3 группы:

• Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические игры с палочками на пространственное преобразование.

Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы;

• Дидактические игры и упражнения : с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа

убежали?», «Продолжи», «Следопыт».

Остановимся на некоторых из них.

1. Игры со счетными палочками.

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Практическая деятельность.

Задачи на построение сложных фигур:

(составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

- Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

Задачи на преобразование фигур:

Сложить из 10 палочек 3 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задание: переложите три палочки таким образом, чтобы рыбка поплыла в противоположном направлении.

Задание: переложите три палочки таким образом, чтобы решетка превратилась в три квадрата.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки.

Задачки-шутки.

Практическая деятельность.

1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)

3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)

4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).

5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Развивающая игра Воскобовича Геоконт это пособия знакомить детей геометрическими понятиями, учить логически мыслить, развивают мелкую моторику рук помогает изучать цвета, величины и формы. Ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходство и различия между рисунками.

На игровом поле гвоздики все цветов радуги, каждый луч отмечен буквами называющий цвет, а гвоздики имеют свою цифру от 1 до 4.

На этой координатной сетке ребенок создает геометрические фигуры по образцам из альбома.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Это например такие игры как :

«Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный

круг», «Вьетнамская игра» и т. д.

Но таких игр у нас нет, у нас есть Математические наборы. Мы с детьми и в свободное время и во время занятия по ФЭМП играем.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Публикации по теме:

«Мое любимое увлечение в свободное время» Фотоотчет«Мое любимое увлечение в свободное время» Фотоотчет Позади трудовая неделя, заботы, хлопоты, связанные с подготовкой к празднику, сам праздник. Впереди три выходных дня -можно немного вздохнуть,.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для родителей «Математические игры с детьми дома» Математические игры с детьми дома. Игра «Отпечатки в песке» Знакомство с проекциями. Возьмите несколько кубиков из строительного набора.

Мое свободное время, мое творчество для души — вязаниеМое свободное время, мое творчество для души — вязание Добрый вечер любимый сайт! Наверное у каждой женщины есть свое любимое хобби, и свободная минутка должна посвятится именно ему. Сегодня.

Продуктивная деятельность детей в свободное время «Мы дизайнеры»Продуктивная деятельность детей в свободное время «Мы дизайнеры» Уважаемые коллеги и гости моей странички, добрый день, утро или вечер. Сегодня хочу показать вам творческую работу детей, которая возникла.

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Занятия с ребенком в свободное время» «Занятия с ребенком в свободное время» 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Опубликовано: 3 апреля 2021 в 18:36
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна дорогова (УИ 1414704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД