Ирина Неберя
Консультация для педагогов «Кубик Блума» — технология развития критического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
«Кубик Блума» — технология развития критического мышления.
Что такое критическое мышление? Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Публикация «Консультация для педагогов „Кубик Блума“ — технология развития критического мышления» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Критическое мышление позволяет нам искать оптимальные варианты решения проблем, анализировать информацию, делать выводы и формировать собственное мнение. Благодаря критическому мышлению мы способны не просто бездумно следовать правилам и использовать готовые решения, но и придумывать решения самостоятельно, опираясь на собственные мысли, рассуждения, опыт. Поэтому развитое критическое мышление пригодится всем, можно сказать, что это один из базовых навыков выживания в современном мире.
Предлагаю вашему вниманию один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом с помощью кубика Блума.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Использование этого кубика имеет массу преимуществ:
Дошкольники проявляют свою фантазию, находят причинно-следственные связи, развивают словесно-логическое мышление, память, внимания, творческое воображение; монологическую и диалогическую речь.
Внешне кубик представляет собой объемную фигуру с 6 гранями, на гранях которого написаны действия «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись» (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. “Кубик Блумa” универсален. Возможны два варианта:
-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии—когда необходимо показать детям примеры, способы работы c кубиком.
-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Работа с кубиком строится следующим образом:
1. Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
2. Педагог или ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например возьмем кубик по тематической неделя «Зимующие птицы», которая была на той неделе.
Например: Назовите части тела птицы.
2. Грань «Почему» - это вопросы побуждают к активному размышлению. Требует установления связей между событиями и явлениями, т. е. нужно описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие, они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например: Объясни, почему птицам трудно зимой?
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай загадку-описание про зимующих птиц?
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы этой категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например: Поделись, каких зимующих птиц ты знаешь?
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
Например: Предложи, как ты можешь помочь зимующим птицам?
Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
Сейчас мы с вами поиграем, разделимся на 2 команды.
Я буду бросать кубик. Затем, одна команда придумывает вопрос, в соответствие с названием выпавшей грани. А другая команда отвечает на поставленный вопрос. Затем команды меняются заданиями (одни придумываю вопрос, другие отвечают). Итак, проигрываются все грани. Тема нашего итого занятия «Зима».
Начнем.
1. НАЗОВИ
-Назовите три зимних месяца
- Назовите, что одевают люди зимой
-Назовите, зимние природные явления
-Назовите, какие приметы зимы вы знаете
-Назовите, какая погода бывает зимой
2. ПОЧЕМУ
-Почему зимой идет снег
-Почему люди зимой одеваются тепло
-Почему перелетные птицы улетают на юг
-Почему зимой день короткий, ночь длинная
-Почему зимой не мерзнут животные
-Почему, некоторые животные меняют цвет шерсти
3. ОБЪЯСНИ
-Объясни, что будет если зимой надевать панамки, футболки, шорты, сандали.
- Объясни, будет с зайцем, если он не поменяет цвет шерсти
- Объясни, из чего состоит снег
-Объясни, что такое лед
4. ПРЕДЛОЖИ
-Предложи способ применения снега, льда?
-Предложи свои предметы зимней одежды
-Предложи способы передвижения зимой.
-Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и животных зимой?
5. ПРИДУМАЙ
-Придумай загадку о зиме
-Придумай, в какие игры бы ты играл зимой
-Придумай, как изменится планета, если все время будет зима
6. ПОДЕЛИСЬ
- Поделись своими впечатлениями о зимних праздниках
- Поделись какие зимние праздники ты знаешь
- Поделись как ты проводишь зимние праздники
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Можно назвать грани фигуры так:
Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).