Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Конструирование как инструмент развития личности ребенка»

Галина Паничкина
Консультация для педагогов «Конструирование как инструмент развития личности ребенка»

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности детей, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей?

Решение конструктивных задач - это одна из форм наглядно-действенного мышления в недрах которого, при условии включения ребёнка в систему содержательного общения и деловых отношений с окружающими, возникают знаковые формы мышления. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта.

Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину, строение и пр., формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Формирование мышления в истории человека и в его раннем детстве не является, строго говоря, только психологической или педагогической проблемой. В раннем детстве формируются необходимые предпосылки мышления и его важнейшая форма - наглядно-действенное мышление. Поэтому проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание как педагогов, так и психологов. По общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности.

Для творческой конструктивно-технической деятельности детей характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов.

Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам.

Для технических способностей характерны и эмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели.

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. Слайд 1-8. (Устный пример усложнения конструкций на основе классического дома) У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольников формируется важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ её решения. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. Ребёнок уже в состоянии, как отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от полученного результата».

Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. Слайд 9-11. (Устный пример изучения жизни животных, условиях их содержания).

Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок уже в состоянии «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата». Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение.

Создание замысла- это обдумывание и планирование процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Дети трёх лет уже могут идти от замысла к исполнению.

Исполнение замысла - это практическая деятельность, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий.

Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в указании направления (над - под, вправо - влево, вниз -вверх, сзади - спереди, ближе и т. д.). Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей Слайд 11. (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс их лействий) и работать дружно, не мешая друг другу.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, отличать полученный результат с образцом.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Обучение дошкольников сооружению построек, домиков для птиц и животных воспитывает у детей определенную направленность чувств (заботу о людях, птицах, животных). Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. Слайд 12,13.

Уже в младшем возрасте на занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу, вместе обсуждают действия, подбор материалов, если нужно выбирают себе «дружка», на пример «Наша улица», вместе строят мост, деревня, сюжетные постройки для героев русских народных сказок и др.) В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.

В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства их деятельностью представляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе. Слайд 14.

Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками: каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров, а также доступными для их понимания архитектурными памятниками, воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус ребят, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассмотрении красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия, воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и становления личности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года»Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года» Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3-4 года». Конструирование —важное средство умственного воспитания детей.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Конструирование как инструмент развития личности ребенка»
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 10:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Конструирование как инструмент развития личности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Паничкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД