Анастасия Швалева
Консультация для педагогов «Кейс-технологии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников»
Консультация для педагогов и родителей
«Кейс-технологии, как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Швалева Анастасия Павловна
Понятие «кейс-технология»
Публикация «Консультация для педагогов „Кейс-технологии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Согласно новым требованиям ФГОС До в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.
Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить свою работу так, чтобы сформировать у детей социальные качества личности, используя различные современные технологии.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.
Требования к кейсу (заданию) :
Соответствовать четко поставленной цели;
Иметь соответствующий уровень трудности;
Иллюстрировать типичные ситуаций;
Развивать аналитическое мышление;
Провоцировать дискуссию;
Иметь несколько решений.
Методы кейс-технологии
Метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, её сбор, систематизация, анализ);
Игровое проектирование ( процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
Метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной проблеме, ситуации);
Ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
Кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
Метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами)
Виды кейс-технологий в работе с дошкольниками :
Кейс-стади;
Кейс-иллюстрации;
Фото-кейс;
Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
«Кейс-стади»
Технология «кейс-стади» (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Пример: «Разговор по телефону»
Цель: закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
Формирование культуры общения;
Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Ситуация:
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
Юру позовите.
Юры нет дома. А с кем я говорю?
Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы: Можно ли назвать Владика вежливым? Почему? Умеет ли Владик разговаривать по телефону? О каких правилах речевого этикета забыл мальчик? Предложите свой вариант разговора по телефону.
«Кейс-иллюстрация»
«Кейс-иллюстрация» - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Пример: Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отошений, настроения и здоровья.
«Фото-кейс»
В этот кейс входит :
Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
Текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
Задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы)
Пример: Фото-кейс «Мальчик не ест суп»
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст: «В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?»
Ролевое проектирование
Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников по средством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
-умение дошкольников принять на себя роль;
-умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
-ролевое взаимодействие.
Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности.
Пример: игровой проект «Кока-кола: за и против» (долгосрочный проект)
Этапы:
Подготовительный-рассмотрение и постановка проблемы. Здесь предлагаем воспитанникам изучить состав кока-колы.
Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.
Вывод:
В процессе освоения кейс-технологий дети :
Учатся получать необходимую информацию в общении;
Развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
Учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
Развивают умение принимать помощь.