Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Изучение госсимволов в детском саду»

Оксана Паламарчук
Консультация для педагогов «Изучение госсимволов в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньевсистемы воспитательной работы.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордостьза нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинаетформироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувствособственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценнуюличность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к егогосударственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложенглубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, егоструктуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства иприроды.

Публикация «Консультация для педагогов „Изучение госсимволов в детском саду“» размещена в разделах

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционновходит в содержание патриотического воспитания дошкольников.

С 1 сентября школы и детские сады вводят в воспитательную и образовательную деятельность изучение истории государственных символов России. Дополнительно придется организовывать церемонии поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна.

Какие праздники включить для изучения символов страны

Государственные праздники Праздничные даты

12 июня – «День России»

22 августа – день Государственного флага Российской Федерации

30 ноября – день Государственного герба Российской Федерации

12 декабря – «День Конституции»

25 декабря – день утверждения трех ФКЗ: о Государственном флаге, гербе и гимне России 1 сентября – День знаний

4 ноября – День народного единства

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

12 апреля – День космонавтики

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

Другие праздники, в том числе региональные

Как ввести изучение госсимволов в детском саду?

Организация знакомства дошкольников с государственными символами в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и проведение мероприятий (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Введение государственных символов в пространственную образовательную среду детского сада. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в актовом зале. Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес к их назначению.

Вводите тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Организуйте с детьми просмотр тематических фильмов. Например, на сайте Президентской библиотеки опубликовали трилогию о гербе, флаге и гимне России.

Педагогам нужно изучить методические материалы, которые Минпросвещения перечислило в письме от 15.04.2022 № СК-295/06. Пособия помогут организовать работу с детьми по изучению госсимволов в разных формах.

Обязательно включите в планы исполнение Государственного гимна и поднятие Государственного флага в дни государственных праздников и проведения торжественных мероприятий, в том числе финальных этапов соревнований.

Реализовать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.

В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.

Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.

Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Подробнее смотрите в таблице.

Как изучать госсимволы в рамках образовательных областей дошкольного образования?

Образовательная область Формы работы Что должен усвоить воспитанник

Познавательное развитие Игровая деятельность

Театрализованная деятельность

Чтение стихов о Родине, флаге страны и т. д. Получить информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о госсимволах, олицетворяющих Родину

Социально-коммуникативное развитие Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные.

Сформировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых

Речевое развитие Познакомиться с книжной культурой, детской литературой.

Расширить представления о госсимволах страны и ее истории

Художественно-эстетическое развитие Творческие формы– рисование, лепка, художественное слово, конструирование и др. Научиться ассоциативно связывать госсимволы с важными историческими событиями страны

Физическое развитие Спортивные мероприятия Научиться использовать госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, для чего это нужно

Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные. Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.

Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.

Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.

Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Далее желательно провести занятие «Герб Крыма», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Только после этого целесообразно провести занятие - исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Рекомендуется проводить с воспитанниками минимум одно занятие в год, посвященное изучению государственных символов России. Приурочивать воспитательные мероприятия к празднованию памятных дат страны и региона.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.

Какую литературу целесообразно использовать при подготовке к занятиям?

Это книги и пособия, выполняющие информационную функцию, т. е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.

1. Пчёлов Е. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М. : Русское слово, 1993.

2. Романовский В. К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М. : Русское слово, 2002.

3. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М. : Изд-во МГУ, 1993.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М. : ЦНСО, 2003. ( комплект: книги + компьютерный диск).

Можно порекомендовать также следующие методические пособия:

1. Данилина П. Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : АРКТИ, 2003.

2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М. : Ювента, 2002.

3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М. : ЭКСМО, 2004.

5. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М. : АРКТИ, 2002.

6. Ривина Е. К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2005.

7. Серов Н. Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М. : ВАКО, 2005.

8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. : Сфера, 2003.

Примерные вопросы для беседы с детьми:

• Что это? (герб России, флаг России)

• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный) .

• Что означают цвета Российского флага? (белый цвет – снег, облака; синий –

небо, реки и моря, красный – огонь)

• Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий

змея).

• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)

• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)

• Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах,

самолетах)

• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)

• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах

и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов

других стран)

• Зачем нужны стране герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране,

быть отличительным знаком).

Дидактические игры:

«Сложи узор на щите из мозаики».

«Найди среди гербов разных стран герб России»,

«Государственные символы России».

«Государственные праздники России».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сюрпризы» и казусы на утренниках в детском саду» Для каждого ребенка любое открытое мероприятие на публику, в котором он принимает участие, очень волнительно. Утренник – это всегда стресс.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» ВидеоКонсультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» Видео Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период»Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период» Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Растения в детском саду»Консультация для педагогов «Растения в детском саду» Ребёнок проводит в детском саду большую часть дня. Домашнюю атмосферу в помещении помогают создать комнатные цветы и растения, которые.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Изучение госсимволов в детском саду»
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 19:04
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Изучение госсимволов в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Паламарчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД