Наталья Пухова
Консультация для педагогов «Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников»
Подготовила воспитатель Пухова Наталья Серафимовна
Актуальность технологии развития критического мышления
Публикация «Консультация для педагогов „Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
состоит в том, что она является одним из методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Задачи критического мышления.
Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями, учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
.
Технология критического мышления состоит из трё х этапов: 1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний) 2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации) 3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)
Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме. Эта стадия позволяет:
• Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
• Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;
• Побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику :
• Получить новую информацию;
• Осмыслить информацию;
• Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Стадия предполагает:
• Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
• Присвоение нового знания, новой информации ребенком;
• Формирование у дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
Приёмы развития критического мышления :
• Верные и неверные утверждения
• Кластер
• Прогнозирование
• Толстые и тонкие вопросы
• Чтение с остановками
• Синквейн
• Кубик
• Перемешанные события
• Заучивание по схеме
• Загадка
• Корзина идей и многое другое.
Теперь, что касается использования элементов критического мышления в развитии речи дошкольников.
На стадии вызова я хотела бы выделить прием «Прогнозирование».
Стадия вызова:
«Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Петрушевская Людмила Стефановна От тебя одни слезы»- Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе Петрушевской «От тебя одни слезы»? О ком или о чем пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций.)
На стадии осмысления в своей работе я применяю много приемов, например:
Стадия осмысления:
. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: волк, лиса, заяц и т. д.
«Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему? А что, если? Почему вы думаете, что?
. «Синквейн» («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря.
Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.
Стадия рефлексии:
«Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Из простых кластеров в качестве примера вот:
Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Животные», «Птицы и другое.
Но кластеры можно составлять и по-другому.
Как мы составили кластер к сказке «Серебряное копытце».
После прочтения сказки и небольшого анализа, я назвала детям пословицу «Добро оплачивается добром» и попросила их объяснить, как они понимают ее.
Далее, я прикрепила эту пословицу на доску (слайд 13)
представила детям много иллюстраций и попросила выбрать иллюстрации те, в которых, по их мнению, они увидели проявление доброты в этой сказке, при этом аргументируя и пересказывая эпизод.
Оставшиеся иллюстрации мы внимательно рассмотрели и пересказали еще по ним.
Задачи, которые я ставила при составлении этого кластера:
Развитие речи как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой (сказами П. П. Бажова).
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Технология развития критического мышления для меня имеет значимый профессиональный интерес.