Надежда Сапрыкина
Консультация для педагогов «Использование набора «Дары Фребеля» в работе с детьми с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает, поэтому необходимо уделять вопросам развития познавательной деятельности дошкольников особенное внимание.
Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственна низкая познавательная активность, так как у них плохо развита речь и медленно формируются все познавательные процессы.
Развить познавательную активность детей с ТНР возможно только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок. А заинтересовать его можно только через игру, так как игра является ведущим видом деятельности. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.
Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фребель.
По мнению Фридриха Фрёбеля – «игра ребенка не пустая забава она имеет высокий смысл и глубокое значение». Им разработана уникальная методика, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов «Дары Фрёбеля».
Игровой набор «Дары Фребеля» – является актуальной инновационной технологией, способствующей развитию речевых, интеллектуальных, познавательных, игровых способностей.
Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет нам процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.
Набор «Дары Фребеля» представляет собой систему из 14 модулей:
1. модуль - «Шерстяные мячики»,
2. модуль - «Основные тела»
3. модуль - «Куб из кубиков»
4. модуль - «Куб из брусков»
5. модуль - «Кубики и призмы»
6. модуль - «Кубики, столбики, кирпичики»
7. модуль - «Цветные фигуры»
8. модуль - «Палочки»
9. модуль - «Кольца и полукольца»
10. модуль - «Фишки»
11. модуль - «Цветные тела»
12. модуль - «Мозаика. Шнуровка»
13. модуль - «Башенки»
14. модуль - «Арки и цифры»
Данный игровой набор стал нам настоящим помощником на коррекционных занятиях логопеда, что позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Набор Фребеля помогает решать такие коррекционные задачи как: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук. Предлагаем некоторые игры, которые мы используем в нашей работе:
«Хлопни столько раз, сколько палочек» - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
«Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество палочек. Назови первый звук во всех этих словах. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.
«Солнышко»- повторяя слоги ЛА-ЛЫ-ЛЭ-ЛО-ЛУ, выложи лучи солнышка. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.
«Бусы»- проговаривай за мной слоги, слова со звуком С, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. Цель: закрепление звука в слогах, словах.
Игра «Ассоциации»: Цветные шарики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек.) Детям предлагается передавать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку…желтое солнечное настроение…» Логопед сам предлагает словесную инструкцию.
Игры: «Волшебный мешочек»: ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.
«Подбери слово-действие»: Сорока (что делает) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (треугольники). Цель: обогащение глагольного словаря.
«Подбери признаки к словам»: День зимой (какой) – ясный, солнечный, морозный, хмурый. Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты. Цель: обогащение словаря признаков.
Работая в группе компенсирующей направленности, пришли к выводу, использование в работе игрового набора «Дары Фребеля» показывает положительную динамику в развитие речевой и познавательной активности дошкольников с ТНР. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Всё это помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребенка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.